Продолжая слать
проклятия учинившим недоверие между нами, - ещё и
еще о возможностях понимания/доверия в связи с их дефицитом, свидетельствующим об отчуждении от ценностей как мотивирующей основы поступков, образа жизни, и в целом, жизненного пути Имеющий уши слышать, да слышит
(Мф., 11:15)
Информ-импульс - фрагмент в/п «
Суть времени-8»:
Это восьмая передача. И на седьмой из восьми передач я, наконец, нашёл искомый карандаш. Карандаш, который вроде не скрипит. Потому что часть людей, слушающих передачу, жалуется на то, что карандаш скрипит. Другая часть говорит, что живее, когда я просто рисую, а не показывают слайды. Третьи возражают и говорят, что это не так. И когда мы пробиваемся через эти речевые когнитивные диссонансы, как это называется, то даже для того, чтобы каким-то образом решить простейшую задачу, нужно этот карандаш найти. Может быть, я такой тупой и неприспособленный к подобного рода занятиям. А может быть, просто не так всё просто делается, как это кажется. Вот, карандаш я нашёл. Медленно, но нашёл...
Вот, вроде бы, совсем какой-то незначительный эпизод, - бишь, с этим "скрипящим карандашом". Ну, мешает кому-то этот скрип... постигать Суть Времени, бишь.
Однако, ведь вот, говорилось-то о чём, бишь?... ну, хоть в непосредственно предшествовавшем выпуске?...
... ну, вот, как раз там, где еще "скрипел карандаш". Бишь, в «
Суть времени-7»:
"... Мы хотим, чтобы началось какое-нибудь развитие ускоренное, форсированное. Чтобы возникла настоящая социальная база, чтобы были поставлены стратегические цели, чтобы можно было мобилизовать ресурсы. Чтобы страна приобрела новое качество, потому что, в противном случае, она снова, снова окажется в состоянии этой очередной перестройки!"
И она оказывается. С 2008 года мы видим всё опять. Сначала "Ах, давайте развиваться!" Потом "Нет, сталинщина, так делать нельзя!". Потом -демократизация, потом - промывка мозгов, потом - всё остальное. Всё возвращается "на круги своя".
Не так просто это сделать сейчас, как это было сделать в 1987 году. Есть большое сопротивление, есть новые информационные возможности. Есть совершенно новая, качественно новая атмосфера в обществе. Но это пытаются делать. И все видят, как это пытаются сделать.
Если это ещё раз сделать, снова это всё колом пойдёт вниз. Если даже снова где-нибудь застрянет, опять начнутся эти биения и так далее.
Так что это всё такое, вот этот каскад? Всё это стояло на каком-то плоту - всё это забилось в истериках - всё это упало колом вниз - всё это чуть-чуть выровнялось - и снова упало колом вниз - всё это опять забилось в истериках… Потом оно упадёт колом вниз, потом выровняется, и так до конца… Что это всё такое вместе?
Это уже не перестройкА, а перестройкИ. Перестройка-1, -2, -3 и так далее.
И если перестройка-1 повлекла распад СССР, то есть распад большой, исторической России, то перестройка-2 (если она будет, после неё всё колом пойдёт вниз) приведёт неминуемо к распаду РФ. А если потом что-нибудь и удержится, то потом возникнет перестройка-3, которая приведёт к распаду остаточной Руси. А потом перестройка-4, которая приведёт к распылу. Потому что такова логика цепи "перестроек".
И это чувствуют люди, они понимают, что в воздухе запахло скверной.
Значитце, вот, ага, люди чувствуют, что «в воздухе запахло ...». И понимают, ЧТО именно они чувствуют, - СКВЕРНУ, бишь. Но понимают ли они, что скверна эта чревата РАСПЫЛОМ (бишь, «перестройка-4»)?! _К_А_Т_А_С_Т_Р_О_Ф_О_Й_!_ Исчезновением страны КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ и КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА, где вторая из этих субъектностей связана с первой ни чем иным как МИССИЕЙ СПАСЕНИЯ МИРА! Т.е. вне этого мессианства, для НАШЕЙ страны невозможно и немыслимо ни историческое, ни социально-культурное, ни просто физическое существование!
... Что?... "если евреи собрались после их векового распыления, то уж мы-то и подавно не пропадем"?... Аааа, вооот!... Вот, бишь, окромя скверны, которая разлита в реальном и виртуальном воздухе, и которую не чувствовать сегодня можно только находясь в полном бесчувствии или будучи, собственно, источником и распространителем этой скверны, значит, окромя-то вот этого чувства, а т.ж. понимания, что чувствуется именно ЭТО, так вот, улавливается ли этими чувствами еще что-то, окромя?... Да, улавливается... - "скрип карандаша", набрасывающего черты этой "КАТАСТРОЙКИ"...
И тогда, вот об этом -
о чём и
ранее говорилось: есть чувства, есть их побуждающая сила, есть их основанность в интенциональной направленности, которая, в конце концов, зависит от ПРИСУТСТВИЯ ДУХОВНОГО НАЧАЛА в отношениях человека к вещам и людям, миру и своему (вместе с вещами и другими людьми) месту в мире. Исчезает это начало, все эти отношения становятся исключительно следствием влияния внешних или внутренних факторов. Внешних или внутренних, но всегда только естественных - связанных с душевно-телесным естеством, вполне себе способным обходиться без духовного начала, и даже при этом, ничтоже так сумняшеся, полагать это самое "без" в качестве "свободы". Однако именно через вот такую эмансипацию естественного от духового (СВЕРХестественного), собственно, это самое скверное (ПРОТИВОестественное) как раз таки и начинает проникать во все поры общественно-государственного организма, заполняя все компоненты и уровни коллективного и индивидуального бытия и сознания. И тем самым образуя «
дугу смерти».
И что?... С интенциональностью - что?! С интнецииональностью - то бишь, на смысл, на _С_М_Ы_С_Л_ НАЦЕЛЕННОСТЬЮ!... Со способностью, бишь, собственным сознанием распорядиться так, чтобы оно не только что-то данное в ощущениях и не зависимое от воли могло отражать, но чтобы оно, В ПОЛНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТВОЕЙ ВОЛИ, каковая у тебя, если питаема она духовным началом, то она всегда есть ВОЛЯ К СМЫСЛУ, - как смыслу и слов, и дел, и бытия твоего, социального, культурного и далее везде, но всегда исторического, _И_С_Т_О_Р_И_Ч_Е_С_К_О_Г_О_ бытия, - так вот, в способности таким образом своим сознанием распорядится, вот, чтобы оно ИМЕННО ТАКИМ ВОТ ОБРАЗОМ ОПРЕДЕЛИЛОСЬ БЫТИЕМ, вот в это дело, вот в _Э_Т_О_М_!...
То бишь, если ты задействуешь дух в своем чувствовании и понимании, то какой, ну, к каким хренам собачьим "скрип карандаша"?!... Если же не задействуешь, то "скрипит" не карандаш, а это мозги твои скрипят, сознание скрипит твое, будучи замкнутым на регрессивное бытие и напичканным катастроечными тараканами! Вот это, _Э_Т_О_ тебе надобно уразуметь! Что жахнули тебе по башке твоей, по сознанию, бишь, твоему! Мощный информационно-пропагандистский удар той самой горбостроечной «промывки мозгов» жахнул! Вот, до сих пор очухаться не можешь, как жахнул! Ну?!...
Вот не можешь очухаться... да и НЕ ХОЧЕШЬ! А хочешь, по поводу и без, самовыражаться!... И кочевряжиться по поводу и без, когда «изначальная позиция заключается в том, что я сам с усам, всё знаю и по отношению ко всему фыркаю» (
Школа сути-2. Дух как актуальная политическая проблема:
цит. фрагмент). И все это - против того, чтобы попытаться «получить что-то новое и соединить это новое тем или иным способом с тем, что уже есть внутри» (там же).
Вот с этим-то "ЕСТЬ внутри", с ним вся и загвоздка! А ведь уже надо что-то с тем, что "вовне" делать, - бишь, с катастроечным вот этим «каскадом» (см. выше рисунки-схемы, начертанные "скрипящим карандашом"). Но у нас, как всегда (я дико извиняюсь за выражение, но в народе так и говорят): "время срать, а мы не ели"...
Именно в этой связи - вот о чём.
О парадигме.
Непосредственнейшим образом всё вышесказанное связано с тем, о чём т.ж. неоднократно
говорилось, - а именно о том, что одни ищут причины, другие - возможности. Речь шла (там же, по ссылке) о крайне насущном извлечении уроков этих самых катастроек, каковые не будут повторяться до бесконечности (см., _С_э_М_э._: все те же ужасы, - о, этот проклятый "скрипящий карандаш"!). Соответственно, о том шла речь, что подразумевается поиск возможностей в уже сложившейся ситуации (vs. сослагательных "если бы да кабы").
А ситуация такова, что
супервзрыв "перестроечного Чернобыля", создавший регрессивную, архаизационную траекторию движения, разбросал всех, кого куда. Как говорится, "иных уж нет, а те далече". И вот, те, которые "далече", в чьи сердца стучится прах тех, кого "уж нет", теперь вынуждены мучительно, каждый из своего "далече", искать и МАКСИМАЛЬНО НЕИСТВОЕЙШЕ ВЗЫСКАТЬ в себе и других понимания и доверия! И это для того, чтобы развитие пошло по восходящей траектории, и во избежание той весьма РЕАЛЬНОЙ опасности, когда состояние "уж нет" постигнет страну.
В чем тогда суть выдвигаемой в связи со всем этим сверх-задачи осмысления Духа Коммунизма?
Об этом мы здесь тоже - без устали (ср.:
О Духе, в связи с участием в Истории и отчуждением от этого участия), а сейчас зайдем вот отсюда:Вебер, который пишет книгу, называя её "Протестантская этика и дух капитализма", он уже бросает вызов самим названием моде своего времени. Но он же делает это, потому что он понимает, что без этого ничего сделать нельзя, что Маркс проанализировал "ТЕЛО" капитализма, а не его "ДУХ". И что без этого анализа описание капитализма будет неполным.
(
Школа сути-2:
цит. фрагмент).
Проводя параллель с этим высказыванием, можно заметить, что советская ист.мат./диа.мат.-методология, вслед за Марксом, основывая всё и вся на материальном производстве как базисе, осмыслила и задействовала только "ТЕЛО" коммунизма. Но позднесоветский опыт показал, что мировоззрение, не признающее никаких основ кроме материи, заведомо обрекает общество на предательство его интересов гос.элитой и на неспособность этого общества защитить свое бытие и сознание от такой пагубы.
Суть в том, что если материальное полагается в основу, то духовное превращается в "фикцию". А тогда - всё, тогда круг замыкается: естество начинает пожирать самое себя, полагая в себе самом смысл и тем самым ввергая Красный проект в
мировоззренческо-идеологический коллапс - состояние, в котором бумеранг "за что боролись..." иммобилизует само проектное намерение.
Т.е. извлечение уроков в том, что поскольку "ТЕЛО" Красного проекта оказалось подвержено превращениям, перетаскивающим базис с коммунистических рельс на рыночные, новая коммунистическая парадигма должна включить в базис "ДУХ" (см.:
Школа сути-3. От духа капитализма к духу коммунизма и революции). Ибо когда дух удостоверяется как основа, материальное не полагается как что-то "вторичное", "производное", но занимает подобающее место, становясь ресурсом развития и удостоверяясь относительно меры своего распределения внутри общества.
Причем, дух, здесь,
не субстанция, а энергия - деятельностная основа. Т.е. это всё не вопрос "верований" и "приверженностей", но обозначение возможности - и веры, и научно-философского осмысления, и политико-идеологических проектов, и практического претворения идеалов веры, научных моделей и проектных решений в жизнь.
Наконец, именно дух, будучи энергийной основой, собственно и придает прочность и мотивирующую силу тому, о чём и допрежь, и
давеча, - то бишь, ценностям как устойчивым, константным представлениям о мире/человеке/обществе, составляющим стержень культурно-исторического опыта народа, запечатленным в матрице его культурно-мировоззренческого кода и задающим универсальную рамку для обнаружения и реализация им всего многообразия уникальных смыслов его бытия.
Дух тем самым определяет единство прожитой и актуально проживаемой исторической судьбы, и будущего, проектирующее отношение к которому удостоверяет то целое, в котором народ осознает метаисторическое Предназначение своего исторического бытия. А тем самым делается возможной именно восходящая динамика и траектория его культурно-исторического развития.
Что?... "не говорить, а делать"? То бишь, не говорить о том, что надо задействовать дух, а просто задействовать его? Хорошо.
Вот, например, собираешь подписи против законопроекта о ЮЮ. И что?... Начинается: "а что это? а как это?"... Ага, ну да: "а кто я? а где я?"! ... Нет, ты всё объясняешь, просто, простыми словами, СУТЬ. Так нет же: "а вот, что это значит: 'ювенальная юстиция'?"...
Я всё понимаю... И то, что дорогу осилит идущий, и что опираться можно на то, что сопротивляется и т.д. и т.п. Ну, так оно и не сопротивляется! Оно ускользает! И ты не идешь никуда, ты делаешь шаг, и вдруг чувствуешь, что из под твоей ноги что-то ускользает. И ты проваливаешься вот в это, какое-то рыхлое, такое вот насквозь двусмысленное!
Т.е., вот, когда за какие-то сложные, философские моменты говоришь, тогда: "неее, папрощеее!". А тут вдруг, гляди, непременно терминологию растолкуй, ага, лекцию прочитай по основам государства и права!...
Но за этим отнюдь не любознательность. За этим - двусмысленность, как такая вот, весьма прочно привитая за катастроечный период, "стратегия" именно что ускользания. "Стратегия" УСКОЛЬЗАНИЯ ОТ СМЫСЛА, питаемая КОНТРдуховной энергией нигилистического отрицалова! Т.е. это всё сводится к тому, что "ну, ты, вот, докажи мне, что я кому-то чего-то должен, кроме себя и кроме тех, про кого я сам решу, что им должен"... ага, "докажи, а я буду сидеть", и вот, дескать, "ты мне, рябой, спляши...". Дескать, "вот, докажи мне, что Волга впадает в Каспийское море"!...
Ну, это же ж, вот, просто, ну... тваю ... ... налево ... ... коромысло ... ... душу ... ...
А вот потому о воле, в её связи со смыслом исторического бытия и с интенциональностью сознания, и говорилось, что... Ну, вот, одна из расхожих мантр: "оторвать пятую точку и сделать что-то общественно полезное". Каковая мантра, транслируя, вроде бы, такой вот гиперпрактицизм, всяческое участие, при этом, в действительности, уже сама превращается в демагогическую фигуру речи. И дескать, вот в этом вся загвоздка - "оторвать пятую точку", и всё...
Так вот, в действительности, загвоздка в том, что оказывается гораздо труднее задействовать вот ту точку, которая внутри, в тебе, которая связана с тем, чтобы включить мозги, собрать их в кучу, сосредоточить их на смысле. А ведь всё это делается, вообще, ДО телодвижений, - хоть отрывающих эту самую "пятую точку", не дающую покоя демагогам от практики, хоть телодвижений, пристраивающих эту "точку" поудобнее!
Стало быть, дело в том, чтобы ДАТЬ ДУХОВНОМУ НАЧАЛУ ПРОЯВИТЬСЯ, прежде всего, В ПОНИМАНИИ! И это именно для того, чтобы понимаемое - смысл - могло бы быть донесено в коммуникации СКВОЗЬ СКРИП И СКРЕЖЕТ СОЗНАНИЯ ВВЕРГНУТОГО В МОРОК!
В этом, главным образом, в нынешней ситуации, должен для нас состоять смысл призыва
Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. К пущему же уразумению этого смысла добавим следующее.
О духовной мобилизации и стяжании Духа Мирна ВСЕМ МИРОМ.
Итак, есть в каждом человеке духовное начало. Задействуя его, ты стяжаешь благодать, сообщаемую тем Духом, который дышит, где хочет (ср. фрагмент
о духе, естестве и ничто). "Благодать", здесь - не пребывание в каком-то благолепо-эйфорическом инфантильно-идиотском стазисе или, наоборот, в экстазисе, когда "вштырило не по-детски".
В противоположность же этому, чтобы уразуметь и реализовать возможность духовных мобилизации/стяжания, следует подлинный экстазис увидеть в ЭНЕРГИИ ДУХОВНО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВРЕМЕННОСТИ (ср.: о смысле экстатикон в заключительных абзацах поста
о Времени). Именно ЗДЕСЬ ОБРЕТАЕТСЯ ТОТ СМЫСЛ, К КАКОВОМУ ВОЛЯ! А тогда подлинный стазис будет заключаться в том, что ты внутренне собираешься, твои умственные и волевые способности, индивидуальные и общественные грани твоего бытия достигают той кондиции и той согласованности, при которой появляется НАСТОЯЩАЯ ОТДАЧА от тебя в ДЕЛЕ, и способность в этом деле ИДТИ ДО КОНЦА.
Тем самым ты ПРЕОБРАЖАЕШЬ СЕБЯ, СВОЁ БЫТИЕ, что проявляется в твоих поступках, - в том числе, гражданских актах по отношению к другим. Причем, как правило, при этом, мало не показывается ни другим, ни тебе самому. Но если у тебя действительно в сколько-нибудь полновесной мере состоялось это стяжание, то ты и сам найдешь силы, и другие, в твоем лице, на твоем примере, увидят РЕАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ своего духовного становления. Может быть, и скорей всего, при этом они ужаснутся тому, ЧТО они являют собой в своей действительности, в отличие от того, ЧТО они есть в возможности, и потому ДОЛЖНЫ этим БЫТЬ! Равно как и ты сам сможешь убедиться в том, действительно ли ты достиг чего-то в духовном становлении или и тебе тоже еще только придется ужасаться.
И в любом случае, дело тогда не в том, чтобы каждый, по какому-то своему приватному почину, занимался своей "самореализацией". Но в совместной, ВСЕМ МИРОМ осуществляемой реализации смысла как Судьбы и Предназначения исторического бытия этого мира, собственно в этом дело состоит.
И помимо того, что вот в этом ДЕЛО состоит, оно еще и обстоит, - а именно таким образом, что в ситуации вот этой разрозненности, отчужденности всех от всех, и каждого - от своего духовного потенциала, в таких условиях, еще один известный принцип: начинать с себя, он оказывается не только нравственным императивом, но просто фактически необходимым обстоятельством.
Так вот, суть в том, чтобы ЗАДЕЙСТВУЯ СВОЙ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ДЕЛАТЬ СЕБЯ ТОЧКОЙ СОЦИАЛЬНОГО РОСТА. Т.е. точкой МАКРОсоциальной консолидации и мобилизации.
И именно ДУХОВНОГО потенциала, в отличие от каких-то интеллектуальных, творческих и проч. способностей, талантов и проч., в отличие от всего этого, оного духовного потениала у каждого не "больше/меньше", но его у каждого просто ЕСТЬ!
И мобилизовать это "ЕСТЬ" - отнюдь не вопрос каких-то "психотехник", но вопрос воли, как ВОЛИ К СМЫСЛУ!
Причем, это равным образом будет значимо для носителей и религиозных, и светских (атеистического, агностического и проч.) самосознания и мировоззрения.
До встречи в СССР!
З.Ы.: Что?... "Back in the USSR"?... Бишь, "
Дай послушать балалайки струнный хор. / Дружеским согрей теплом. / Я снова в СССР..."?...
О
китче и гламуре как инструментах извращения классики и ликвидации авангардизма в позднесоветский период и на текущем этапе, и о сверхмодерном авангардизме как единственно возможном ответе на вызов Черной метафизики, утверждение которой обеспечивается этими инструментами, см. по ссылке.
Имеющий уши слышать, да слышит.