Оригинал взят у
belonogova в
В поисках «Калинки»
Пришлось мне однажды проходить мимо самодеятельного концерта - из тех, что по праздникам устраивают у входа в университет, на сборной сцене. Молодая девушка пела там русскую «Калинку» - без звукового сопровождения, но с хорошим голосом, чисто и естественно. Осторожно начав с куплета, припев она пропела звонко и задорно, зажигая зрителей. Люди легко подхватывали знакомый мотив.
Вспомнив этот эпизод, я ищу «Калинку» на ютубе. Наивно ожидаю найти в выдаче любительское видео: «девчонка прикольно поёт "Калинку"», «на концерте», «на кухне», «под гитару». Но, как говорится, «щаз».
«Калинку» поют Тату. «Калинку» поёт Басков. А вот прошипел её Витас. А вот прикололись французы. А вот и весёлые немцы. А вот ещё и китайцы. А вот вам ещё и негры. Про Ельцина мы промолчим... А если уж вы привередливый, то вот аудиоверсия со старой советской пластинки. Конечно же, текст на английском... - Но нет, постойте. Можно мне хотя бы одно современное, но свежее и естественное исполнение?..
Видимо, нельзя. Ну ладно. Обращаюсь к классике жанра: Хор Красной Армии им. Александрова. Благо, эти результаты лидируют по просмотрам.
Самую популярную «Калинку» просмотрели шесть миллионов раз. В хоре солирует Василий Штефуца. Но (сюрприз!) ему «помогают» некто Leningrad Cowboys: горячие финские парни в чёрных очках, с дивными хаерами. Они дурачатся, кривляются, стоят на голове. Ряженые в военную форму, с медалями на груди. Публика в восторге. Шесть миллионов просмотров.
Видео залито осенью 2006 года - невольно приходит мысль, что Гельман стоит на плечах гигантов. И всё же в ролике слишко явно чувствуется незавершённость сюжета. Это заметно даже по комментариям к видео. Жалуюсь ютубу на провокацию.
Но вот Василий Штефуца без ковбоев. Просмотров вдвое меньше - почти три миллиона.
Поёт Штефуца хорошо и сильно. Однако в мимике и в интонации проскальзывает особое настроение: «...калинка всякая, малинка... ну мы то с вами понимаем...». Картину дополняет откровенная скука на лицах музыкантов - без ковбоев всё-таки не то.
А вот совсем старое исполнение: Евгений Беляев, Москва, 1965 год. Это видео я здесь всё-таки приведу, поскольку скриншотами не передать такого выражения лица.
Click to view
Пожалуй, так мог бы спеть песню человек неравнодушный, для которого «калинка» - не просто слово, а образ человеческого счастья. За эту «калинку» он будет бороться до конца, готов жизнь отдать за неё.
И нельзя не почувствовать, насколько неуместным было бы такое исполнение на современной сцене. Тогдашняя искренняя тяга к мирскому покою, к простому земному благу теперь столь же непосредственно и по-земному удовлетворена. С тех пор богатые эмоции Евгения Беляева выглядят глупо, как трижды повторённая шутка. Ведь «под сосною» уже повалялись, «малинку» покушали, наелись. Теперь подавай развитие сюжета - калинищу-малинищу, да такую, чтобы земля содрогнулась, чтобы проснулся каждый, кто ещё дремлет «под сосною».
Словно в предчувствии такого исхода, на лице Евгения Беляева временами появляется оттенок смущения. А та девушка на ступеньках университета - кажется, она пела «Калинку» немножко иначе... Но это, должно быть, моя ложная память. Ведь дело тут вовсе не в песнях.