- Что для вас наиболее ценно?
- Утратите ли вы смысл, если потеряете это?
- Вы счастливы? Когда в последний раз видели счастливого человека?
- Что такое счастье?
- Тем ли вы занимаетесь в жизни?
- Что вас действительно беспокоит?
Мне кажется, если человек искренне ответит на эти вопросы, то убедится в том, какой смысловой вакуум окружает нас.
Спросите себя: "Это нормально? Справедливо ли общество, в котором мы живём? Что нужно, чтобы избыть это?"
Давайте попробуем разобраться в этих нелёгких вопросах.
Обратимся к самым компетентным источникам:
В.Э. Франкл:
"Одно из основополагающих стремлений в жизни человека - стремление к смыслу".
Цитата взята из книги "Страдания от бессмысленности жизни" и имеет статистическое подтверждение, которое приведено на 1-х страницах этой же книги.
Э. Фромм в книге "Искусство быть" пишет:
"Вопрос цели и смысла жизни приводит нас к проблеме природы человеческих потребностей".
Суть заключается в том, что удовлетворение потребностей, которые приносят счастье, являются субъективными и объективными. Субъективная потребность - это сильное желание чего-либо, удовлетворение которой приносит удовольствие. Потребности, которые ведут к росту человека и его самореализации Фромм называет объективными.
Если Фромм критикует "ИМЕТЬ", как способ существования, то Франкл идёт дальше:
"Стремление к удовольствию, как и стремление к власти, возникает в результате подавления стремления к смыслу, а значит стремление к удовольствию и потребность в самоутверждении - это невротические побуждения"
Кто то может спорить по поводу приведенных цитат, но всем очевидно, что смыслы в большинстве населения России отсутствуют. Так же можно сказать и про весь мир, но нас интересует наша страна.
Всегда ли было так? Если бы так было в 41-м, был бы 45-й? Наверное, нет.
Франкл говорит о том, что каждая ситуация и каждый человек имеет свой уникальный смысл, но, как мне кажется, это утверждение порождено особенностями Западного общества - его атомизированностью.
Русский человек отличается коллективизмом, и смыслы у нас также носят коллективный характер.
Для нас нужны всеобъемлющие смыслы, которые обязаны быть ВЕЛИКИМИ. Такими они были в 1917-м году.
После восстановления страны в 50-х годах вопрос состоял в том, как перевести линейную мобилизационную схему народа, которая длилась со времён гражданской войны, на внутреннюю нелинейную духовную мобилизацию.
Как решали этот вопрос? Да никак! После 20-го съезда было заявлено, что коммунизм - это Социализм + уровень потребления выше, чем на Западе. Это и стало роковой ошибкой. "Ключевое стремление в жизни" (по Франклу) было заменено суррогатом.
К чему это привело?
И Фромм и Франкл, вторя друг другу, утверждают, что смысл можно обрести с помощью любви.
В конце 80-х годов 20-го века враг ударил по незащищенному источнику смыслов. Были уничтожены не только объекты любви (Советские смыслы и символы), но и сами основы любви. Если до удара человек говорит: "Я люблю товарища Цурюпу за его честность и аскетизм". А после обработки человек говорит: "Честность - это жалкий "совковый" предрассудок, аскетизм - пакость и психопатология. Поэтому Цурюпа, которого я за это любил, я теперь за это же презираю".
Выводы:
1) С 60-х годов произошел сдвиг потребностей от объективных к субъективным (по Фромму), стремление к смыслу подменяется невротическими побуждениями (по Франклу).
2) За 20-25 лет страна отходит от Советских смыслов.
3) В конце 80-х долбанули и по смыслам и по источникам, за счёт которых они обретаются.
4) Следствием стал смысловой вакуум, духовное разложение, анабиоз, тотальный конформизм, как сказал Яковлев: "Мы сломали хребет". Страна идёт к неминуемой гибели.
Что же делать? Необходимо разжечь исторический огонь, раздуть его и преодолеть эту бездну. Иначе смерть.
До встречи в СССР!