Депутат Государственной думы Ольга Юрьевна Баталина вчера обманула Государственную думу. Заместитель секретаря Генерального совета «Единой России», председатель комиссии Президиума Генсовета партии по работе с обращениями граждан к Председателю Партии заявила, что «собранные подписи были не против законопроекта «о социальном патронате» а против введения в России инструментов ювенальной юстиции». Речь идёт о 141 тысяче подписей, собранных движением «Суть времени».
Достаточно заглянуть в
подписной лист, чтобы убедиться: это ложь. Там написано жирным шрифтом: «Выражаем категорический протест против принятия этих законопроектов Государственной Думой! Таких законов не должно быть в нашей стране!»
Итак, депутат Думы солгал Думе. И эта ложь, вполне вероятно, повлияла на решение депутатов, 2/3 которых проголосовали в первом чтении «за».
Это нормально?
Дума вроде бы блюдёт себя от того, что может хотя бы косвенно повлиять на добросовестность принятия решения. И периодически исключает сомнительных. Например, за занятие депутатами бизнесом. К депутату Локтю из другой партии придрались даже за некоммерческое партнёрство. Но такое занятие - лишь косвенный фактор влияния на решения. А тут - прямая ложь на пленарном заседании. А это - не основание для Думы извергнуть из себя депутата, который её обманывает?
Где-нибудь написано, что депутат или чиновник должен говорить только правду? Это если предприниматель допустит искажение фактов в подаваемом чиновнику отчёте, то ему не поздоровится. А сам чиновник? Лги себе на здоровье?
У нас нет законов против лжи! Есть нормы против некоторых её частных случаев, которые трудноприменимы.
Так, есть норма о клевете. На время оранжевого наступления клевету убрали из списка преступлений (
ФЗ-420 от 7.12.2011). Нужна была большая безответственная ложь, чтобы вывести народ на улицу. И надо было долго кричать «Путин вор», чтобы это заменило толпе программу. И никто, в итоге, не ответил за свой базар о «небывалых фальсификациях», потому что сам закон об ответственности за слова отменили. Теперь статью в УК восстановили, но
в беззубом варианте, без лишения свободы (хотя с принудительными работами). Словно уступили скандированию либералов - «не убил, не украл - не преступление», которое неслось со всех либеральных тусовок после случая беснования в храме. Такова этика либералов - важны только вещные ценности, душа не в счёт. В самом деле: если вас обокрали, то родные-друзья-коллеги-прихожане помогут встать на ноги - и будете жить дальше. А если вас оклевещут, то может сломаться ваша жизнь. Но либералы согласны сажать за воровство, а за клевету отделываться деньгами. Деньги-то у них есть. Клеветать удобнее бесплатно, но в крайнем случае согласны платить.
Но на клевете поймать почти невозможно. Во-первых, клевета - это заведомая ложь. Если Баталина скажет, что ей это сказала Мизулина, то дело закрыто. Во-вторых, клевета подразумевает ущерб для чести, достоинства и репутации. Но если вам, собиравшим подписи, кажется, что Баталина выставила вас дураками, то не спешите. У вас нет такого права - обижаться. В юриспруденции это дело не субъективное. Её адвокат станет доказывать, что всё наоборот - она выставила вас разумными людьми, и сошлётся на то самое решение депутатов Думы. Которые
весьма достойные люди!
По этой же причине была малополезна статья «Оскорбление» - «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», отменённая осенью вместе с «Клеветой». Её даже восстанавливать не стали. Вас могли обозвать волшебником, геем или лошадью, а адвокаты доказывали бы, что это всё приличные слова, и лошадь благородное животное. Ваша оскорблённость (мало ли, что в вашей стране не любят геев!) проходит проверку на объективность. Потому что закон защищает не правду (что вы не лошадь), а, якобы, достоинство! А где законы, защищающие саму правду?!
Тут, можно, конечно, возразить, что правду в общем случае защищать невозможно. На всякий роток не накинешь платок. Нельзя запретить шутку, то есть самоочевидную ложь. Нельзя запретить метафору, то есть ложь художественную, без которой невозможна риторика. И вообще, факты - удел науки.
Но я говорю не о тотальном запрете лжи, а о том жанре, где ни шутки, ни метафоры неуместны. О докладах чиновников, о документах и выступлениях, которые кладутся в основу принятия решений. Где автор должен быть обязан отвечать за факты, которые излагает. И отвечать сугубо, если от его изложения зависит принятие решения. И трегубо, если это решение затрагивает судьбы людей.
Ложь чиновника или депутата должна быть запрещена законом. Как преступление. По существу - против правды. Юридически - против демократии, государственного управления, народа. С минимальным наказанием - запретом занимать государственную должность.
А Баталиной не место в Государственной думе.