9 мая 1945 года посвящается...
В Киеве мы живём недалеко от центра, но в тихом спальном районе, который пустеет к позднему вечеру. Совсем рядом с двумя оживлёнными, шумными бульварами (Леси Украинки и Дружбы народов), на которых всегда столпотворение людей и машин, маленькие дворики жилых домов со странной планировкой и крохотные зелёные улочки, на которых есть сильное ощущение чего-то провинциального.
Такие районы напоминают о далёком советском детстве, когда в районе моего московского дома было точно так же. Через эти ощущения вспоминается и то, что так сильно роднит Украину с Россией, да и все страны постсоветского пространства, между собой. Общая судьба.
Мы все стали приемниками рассыпавшейся на части великой империи. Богатейшая культура и история будто рассыпалась на осколки и, путешествуя по городам СССР, мы как будто собираем их в единый пазл, прикасаясь к большому и великому. И мы чувствуем свою принадлежность к нему даже тогда, когда от великого прошлого остаётся всё меньше и меньше.
Сегодня я вспоминаю об этом неслучайно. Гуляя по улицам Киева 9 мая, я думаю про нашу общую веру, надежду и любовь, которые ковались много веков подряд сквозь радости и горе. Было хорошее и плохое, но неизменным оставалось наше стремление к справедливости, которое, несмотря на кровь людей и пепел пожарищ, вело нас вперёд.
На площади перед памятником Родина Мать всегда особенное настроение. В одну сторону - золотые купола Киево-Печёрской лавры, в другую - Днепр. На самой площади военные песни. В день Победы здесь чувствуется небывалая сила. Букеты цветов у памятников городам-героям, полыхающий вечный огонь, развивающийся красный флаг.
По зелёному холму совсем рядом носятся и смеются дети, пока те, кто сделал их будущее и счастье возможными, внизу принимают цветы и благодарности. Здесь же, совсем рядом, памятники тем, кто на великую победу и счастливое будущее новых поколений положил свою жизнь. Они боролись за возможность того, что будущие поколения будут свободны и смогут улыбаться. Мы и есть эти будущие поколения. Взятую на себя труднейшую задачу они исполнили до конца, отдав без остатка всё то, что у них было. И даже больше.
То же самое я видел и чувствовал зимой в Смоленске, возле Кургана бессмертия в центре большого парка из редких деревьев и ледяных заснеженных тропинок. Небо в тот день было тёмно-голубое и глубокое, как океан, а солнце слепило глаза так, что приходилось щуриться с такой силой, что веки болели, а впереди почти ничего не было видно.
Парк вокруг Кургана людный, но около вечного огня удивительный покой. На монументе фигуры вставших единым фронтом на борьбу с фашизмом мужчин, женщин, детей и стариков. Сверху надпись: «Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! - какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните». Смоленск, наверное, больше многих других городов, в силу своей трагической военной истории, имеет право на такую надпись.
С одной стороны от монумента памятные венки погибшим, а с другой маленькие дети скатываются по склону Кургана на санках. В таких местах я всегда люблю смотреть на играющих во что-то детей, которые улыбаются и смеются со всей искренностью, на которую способны. Есть в этом какой-то необыкновенный символизм. Одни умирают, чтобы другие жили беззаботно и счастливо. Неслучайно в название есть слово «бессмертие». Люди рождаются и умирают, подвиги не умирают никогда. Великие дела ради будущего и есть единственный эликсир бессмертия, гарантия вечной жизни. Не человека, но человечества.
Такие места меняют настроение на какое-то одухотворённое и возвышенное. Они вдохновляют так, что хочется остановиться и никуда не спешить, ковыряясь в своих мыслях и чувствуя что-то, что никак нельзя объяснить. Всё-таки память войны ещё будет трогать сердца множества поколений, как бы не порочили великие символы (красное знамя или серп с молотом). Когда-то цивилизация под этим знаком совершила самый великий подвиг в истории.
Но дело не только в этой Победе. В центре Смоленска соседствует Опалённый цветок, собранный из жертв концлагерей одной войны, Аллея памяти Героев и Памятник с орлами. Это другая война, покрытая пылью минувших двухсот лет и тоже сотканная из подвигов и великих полководцев. Багратион (его именем позже назовут лучшую военную операцию Второй мировой войны, протянув ниточку между двумя трагическими и великими страницами нашей истории), Барклай де Толли, Кутузов и его письмо смолянам, в котором он выразил всё военное мужество здешних жителей, проверенное не одной трагедией:
«Достойные смоленские жители - любезные соотечественники. С живейшим восторгом извещаюсь я отовсюду о беспримерных опытах и верности и преданности вашей к любезнейшему отечеству. В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимости своего духа… Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжелые оковы, но не мог и не возможно победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне…»
Говоря здесь «россияне», Кутузов имел ввиду многонациональный, героический народ, который гораздо шире русского. Именно этот народ будет стоять до конца, до последней капли крови, рождая новых героев, которые неистово любят своё отечество, если кто-нибудь опять попробует посягнуть на необъятную нашу Родину.
Памятниками, монументами, вечными огнями в честь таких героев усеяно множество площадей сотен и тысяч наших общих городов, разделивших между собой тяжесть ни одной трагедии, хотя девятого мая мы вспоминаем одну особенно.
Сегодня, наверное, нет ничего более объединяющего людей на всём постсоветском пространстве, чем та дорогостоящая Победа. Как бы год за годом не пытались вырвать из наших душ и сердец память о ней, исказить её смыслы, называя героев, спасителей и освободителей оккупантами и приравнивая их к фашистам. Как бы не пытались отнять эту великую память, люди множества национальностей (которые заслужили право называть себя Единым Народом, стоя плечом к плечу перед лицом страшных трагедий, а не одной кровью или цветом кожи) всё равно продолжают гордиться и помнить, приходя на большие и маленькие площади больших и маленьких городов, чтобы ещё раз сказать «спасибо» и почувствовать, как что-то сжимается в груди и на глазах наворачиваются слёзы. Самые искренние и странные слёзы из всех возможных. Слёзы печали и радости, слёзы небывалой гордости за то, что мы имеем честь жить на земле, спасённой и оставленной для нас великими Героями.
Эти герои встали грудью на пути у самой большой катастрофы двадцатого века и победили, хотя не было для этого ни опыта, ни сил. Это могли сделать только смелые сердца и большие души. Там, где опыт и сила проигрывали, там, где французы, имеющие сильнейшую в Европе армию, сдавались за 2 коротких месяца, молодая советская страна, собранная из людей, готовых умирать за идеалы и будущее (пусть даже сами они его не увидят), отчаянно билась 4 года и выстрадала победу, равных которой не было в истории. Не только для того, чтобы их гуманность, справедливость и правда победили фашизм, но и для того, чтобы будущее для миллионов людей вообще стало возможным. И, я уверен, никто из тех, кто этого будущего так и не увидел, ни на секунду не пожалел о сделанном.
С этим будущим все распорядились по-разному, но это не означает, что мы должны или можем забыть, какой ценой оно было заслужено. Мы получили его, как подарок, но для кого-то оно стоило жизни, и они хорошо понимали, какую цену платят. Таких людей были не сотни и даже не тысячи. Их были десятки и сотни миллионов, от маленьких детей до стариков, от самых слабых женщин до самых сильных мужчин. Все и каждый единым фронтом ковали эту победу, руководствуясь не выгодой и не интересом, а внутренними идеалами. И только так эта победа стала возможна и достижима, других способов не было. Это один из немногих случаев, когда история на примере показала всю нежизнеспособность торгашеской идеологии и всю силу смыслов.
И где бы мы ни были 9 мая, в Киеве или Смоленске, в Минске или Москве, в Севастополе или Ленинграде, в Бресте или Керчи, мы чувствуем примерно одно и то же. Гордость и благодарность, которая хотя бы ненадолго снова объединяет в непобедимый Народ жителей большой и великой страны, которая пережила сотни трагедий, но распалась на осколки, как только забыла про идеалы. Те самые, которые ещё бьются в сердцах людей, благодарных своим предкам за то, что маленькие дети могут играть и смеяться где-то совсем рядом с символами нашей общей Победы.