Лет 10 назад мне довелось услышать беседу одного французского композитора-авангардиста послевоенного поколения со знакомыми, зашедшими после концерта за кулисы. В концерте было несколько пьес Прокофьева и, когда речь зашла о них, знакомые не преминули сказать что-то о том, как «тоталитарный режим» мучил художников, и как несчастный Прокофьев, наверное, прогибался и страдал, чтоб угодить советской власти. На это пожилой композитор, совершенно не имевший особых просоветских симпатий, а даже наоборот частично связанный с белоэмигрантской средой, вдруг раскинул руки и воскликнул:
«Да полноте, по-моему, Прокофьев, вернувшись в Россию, получил как раз то, что ему было надо. У него была внутренняя потребность создавать такую, „всеобщую“ музыку, обращенную к народу, ясную, но не упрощенную, конечно. А западная музыка пошла в противоположном направлении».
Меня эта реплика тогда восхитила и озадачила. Ведь он мог понять это только через саму музыку…
Читать статью полностью:
https://rossaprimavera.ru/article/6c650463