Хорошая аналитика или ответ либеральному пустословию

Mar 18, 2012 09:42

Белоруссия сегодня - это немой укор России. Страна, ее лидеры и народ, проявляют истинное мировоззренческое мужество, когда уже десятилетиями отбивают мощнейшую пропаганду Запада. Практически в-одиночку. Западная идеологическая машина пока не в силах внедрить в единственном оставшемся на территории СССР форпосте здравого смысла свою ядовитую "конфетку" рыночной экономики, завернутую в красивую оболочку.

Это еще и беда России. У нас до сих пор немало людей, которые искренне убеждены, что рынок действительно предоставляет равные возможности всем. Эти люди до сих пор считают, что конкуренция - движитель прогресса.


В поверхностно поданной теории это действительно так. Кажется таковым, потому что все пропагандистские теории, восхваляющие благо рыночной экономики выбрасывают из пакета аргументов один  жизненно актуальный аспект. Нравственность. Если фактор нравственности не упускать из анализа, то тогда и получается то, что имеет Россия уже более 20 лет. Стяжательство, ложь, манипуляцию общественного мнения, растление людей, полное забвение гуманизма и добрых человеческих отношений.

И практика капитализма в России доказывает именно ошибочность теоретических положений адептов свободной рыночной экономики.

Ниже публикуется очень интересная статья, Вячеслава Винник, члена ЦК КПБ,  анализирующая pro и contra организации жизни общества на основе рыночной экономики. (Выделение жирным шрифтом - мое)

Преодолеть иллюзии рыночной «терапии»


Один из важнейших политико-экономических уроков прошедшего года сводится к попытке извлечь из либерально-рыночного «шкафа» поизносившийся со времен 90-х годов балахон «шоковой терапии» и представить его перед народом, как отметил Александр Лукашенко 24 ноября 2011 г. на встрече с научной общественностью страны, в виде «новой, рыночной стратегии». В чем скрытый, глубинный смысл таких действий? Почему местные «либералы-рыночники» инструментарий «шоковой терапии» выдают за стратегию преобразований?

ГДЕ ПРОЕКТ?

Сама по себе попытка стала возможной потому, что есть определенная часть населения, которая живет с мнением, что рыночная свобода и частная собственность - это нечто необходимое и достаточное для строительства полноценного счастья, для создания благополучной, достойной жизни. В то же время государство и власть, общественная собственность да «убогое» мировоззрение прошлого только мешают.

Эти люди в своих мечтаниях и грёзах, возможно, создают образ жизни как в роскошном дворце или в средневековом замке сеньора-феодала. А «дворцовый» образ манит, притягивает, разжигает воображение. И так хочется быстрее разрушить реальную явь, которая во всем представляется невзрачной, блеклой, отсталой, «убогой». И приходят мысли-вопросы: что же это за предки, которые создали подобное (наверное, тоже были «убогие»)?

Запад же поддакивает и заявляет, что никаких проблем не существует. Ускорьте шаг, будьте решительнее, «сделайте разрушение созидательным». Быстрее водрузите знамя «рыночной свободы и частной собственности». И всё будет «в ажуре».

Господа-доброжелатели, а где собственно водрузить? Где стоит то «здание жизни» или тот причал с пришвартованным кораблем-мечтой? А-а-а, его, оказывается, еще надо построить. А где тогда проект «корабля» для счастливого плавания по безбрежному морю «жизни»? Хотя бы наброски проекта есть?

Этот «замковый» образ настолько проник в сознание, что стопорит разум. За рамками анализа общественно-экономической системы оказываются и проект, и стратегия, что недопустимо. Ведь является очевидным, что конкретная стратегия реализуется, с одной стороны, с помощью средств, инструментов, а с другой стороны, только в рамках определенного многогранного проекта. Не бывает реальной стратегии без проекта, который «пропитывается» такими понятиями как интересы, цели, смысл, жизненные ценности, а также включает заказчика и строителей.

Но и это не всё. Еще нужна для участников проекта - убежденность, что делается общее дело. Если каждый сам за себя, то любые воображаемые проекты обречены на провал. Это равносильно тому, как выйти на футбольный матч сброду эгоистичных, завистливых людей против спаянной общей целью команды единомышленников под общим руководством. Непонимание объединяющего, интегрирующего фактора чревато сегодня самыми негативными последствиями при реализации любой стратегии в рамках конкретного проекта.

Есть ли у отечественных либералов кроме критики и рыночных лозунгов свой «белорусский проект» обустройства страны? Ведь нельзя все время говорить о средствах и обходить молчанием другие составляющие проекта. И только не надо его ассоциировать и сводить к одной из целевых функций - улучшения жизни людей.

А возможно у либералов все обстоит иначе и проще. Во-первых, они могут заявить, что такой универсальный проект давно существует, успешно реализуется на Западе и называется «капитализм» (в какой-либо обертке-модификации). Во-вторых, рыночники могут говорить о проекте «капитализм», но с небольшой белоруской спецификой. В таком случае отметим следующие важные черты западного проекта «капитализм».

ПРОЕКТ «КАПИТАЛИЗМ»

Во-первых, он является не нашим, а чужим «зданием жизни».

Во-вторых, этот проект реализуется более 500 лет, пройдя в своем развитии стадии от первоначального накопления капитала до банковско-ростовщического капитализма, а сегодня уже проявляя и признаки фашизации.

В-третьих, у проекта есть свой лидер - это класс буржуазии, который также прошел длительный период своего становления.

В-четвертых, буржуазия создала проект, в котором есть «ядро» капитализма (10-20 ведущих держав мира) и есть его «периферия» (большинство остальных стран).

В-пятых, в основе проекта лежит рыночное мировоззрение его создателей, суть которого выражают слова Фридриха Ницше: «Слабые и неудачники должны погибнуть… И им должно еще помочь в этом…  Нет ничего более нездорового среди нашей нездоровой современности, как христианское сострадание».

В-шестых, «ядро» располагает эффективными механизмами финансовой эксплуатации периферийных стран. Так, например, до 15 августа 1971 года, когда была отменена конвертируемость в золото доллара, валюты разных стран соизмерялись через золотое содержание, и определенное его весовое значение функционировало в качестве «меры стоимости». Соответственно до этого времени всевозможные товары, в которых овеществлен человеческий труд, имели всеобщий эталон-измеритель. Сейчас всеобщая «мера стоимости» отсутствует. А можно себе представить экономическую деятельность людей, если не будет, например, «меры веса» (килограмма) или «меры длины» (метра)?

Грандиозность этой аферы еще не вполне осознается, но реализуется на практике с помощью печатного станка Федеральной резервной системы (ФРС), учрежденной двенадцатью частными банками в США. Одно из реализуемых направлений обеспечивает сверхконкурентоспособность. Ведь сегодня для действительных хозяев транснациональных корпораций (ТНК) - банкиров-учредителей ФРС себестоимость покупаемых природных ресурсов определяется из расчета себестоимости напечатанной 100-долларовой купюры, которая составляет менее 0,1 доллара. Напечатав такую банкноту, ее хозяин-банкир свободно приобретает реальных ресурсов на рынке уже на 100 долларов. С такими ничтожно низкими материальными затратами (практически бесплатными ресурсами) продукция в рамках ТНК не может иметь конкурентов. В этом заключается главный секрет-фокус, а также вытекающее из него требование ко всем странам продавать природные ресурсы даже на внутренних рынках только по мировым ценам.

Приведем еще один факт-пример «чудотворности» для промышленности Беларуси начавшихся с января 1992 году (сразу после распада СССР) рыночных преобразований, включавших либерализацию цен, внешней торговли. Анализ изменений, произошедших в структуре источников формирования оборотного капитала предприятий, входящих в систему Министерства промышленности Беларуси, показывает, что только за один рыночный 1992 год либеральные преобразования, которые в последнее время возглавляются банками, «вымыли», в буквальном смысле этого слова, у промышленных предприятий собственный оборотный капитал.

Так, если в 1991 году оборотный капитал на 51,5 % формировался за счет собственных источников и на 48,5 % - за счет заемных, то к концу 1992 года собственного оборотного капитала осталось только 29 %, а доля заемных увеличилась до 71 %. За один год произошел резко-негативный структурный сдвиг: соотношение собственных и заемных источников уменьшилось в 2,7 раза и составило 0,4 (см. таблицу).

Динамика структуры оборотного капитала в промышленности




В возможно-предположительном проекте «капитализм с белорусской спецификой» полагаем важным отметить следующее.

Во-первых, в стране отсутствует национальный лидер - класс буржуазии. Кого либералы выдвигают на эту роль - рабочих или аграриев, врачей или учителей, ученых или государственных служащих? Быть может претендентами хотят выступить банкиры и коммерсанты-торговцы, именующие себя «бизнесом»? Но может ли быть лидером тот слой (прослойка), который ничего не производит, а перераспределяет, имеет ли он на это право, в частности, моральное? Ведь западный буржуа был, прежде всего, промышленником.

Во-вторых, разве западная буржуазия предоставит время для становления национального класса-лидера? Когда, например, германский проект «капитализма» начал предъявлять свои требования, то в результате началась Первая мировая война.

В-третьих, откуда исходит убежденность и на чем она зиждется, что ядро «капитализма» желает нам прогресса, развития, процветания, что вся его рецептура призывов, лозунгов, предложений пропитана добродетельностью?

Как свидетельствует история, в благотворительности Запад не был замечен. Для него мы чужие и лишние на их «празднике жизни». Как отметил известный американский философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980), «вся европейско-американская история, несмотря на христианизацию, является историей завоеваний, покорений и стяжательства; самые высокие ценности нашей жизни - быть сильнее других, одерживать победы, покорять других и эксплуатировать их».

Один из ликов стяжательства и эксплуатации был озвучен на 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 году: «В 1820 году доход на душу населения в самой богатой стране мира был в пять раз выше, чем доход в самой бедной стране. Сегодня это соотношение составляет 80 к 1».

В-четвертых, а может у отечественных либералов изюминка белорусской специфики сводится к приглашению западной буржуазии «порулить» у нас? Отвалив ей при этом наши земли, обильно политые потом и кровью наших предков (в обмен на бесконтрольно печатаемые ФРС и необеспеченные товарной массой бумажки-доллары). Да в придачу на тех же условиях передать другие народные активы.

В-пятых, в каком качестве отечественные рыночники видят народ: народ-заказчик или подрядчик, народ-субъект, возводящий свое «здание жизни», или всего лишь фактор производства, рабочее место, эксплуатируемый ресурс для постройки ковчега «жизни» так называемому предприимчивому «бизнесу»? А дело мыслится общее или как?

Крайнюю опасность сегодня представляет предлагаемая либералами-рыночниками и поддерживаемая отдельными государственными служащими-экономистами безвозмездная передача в собственность прибыльных активов менеджерам высшего управленческого звена. Подается это в виде «приватизационного посыла», согласно которому «приватизация рассматривается как способ мотивации на конечный результат» лиц, «под чьим руководством предприятия добиваются заметного улучшения своих показателей».

Прежде чем нам воспользоваться таким либеральным «добродетельным советом», предлагается реализовать подобный посыл на Западе, настояв на передаче их фабрик и заводов от частных собственников к наемным менеджерам-руководителям, которые, например, за год увеличили прибавочную стоимость в форме прибыли, присваиваемую их господами-хозяевами.

Этот посыл выглядит, по меньшей мере, странным и с точки зрения требований Конституции Республики Беларусь в части способов оплаты наемных работников и недопущения привилегий отдельным лицам. Почему?

Во-первых, конституционная статья 23 провозглашает, что «ограничение прав и свобод личности допускается только… в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения… Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями…».

Во-вторых, статья 42 дает исчерпывающее определение способа вознаграждения для всех наемных работников: «Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением…»

Может перечисленные черты реального проекта «капитализм» приоткроют у некоторых завесу всевозможных рыночных иллюзий? Обычно такой проект заканчивается «прихватизацией» реальных активов, включая землю и ее недра, что означает по существу изменение основ государственного строя. К этому сводится смысл и логика применения инструментария «шоковой терапии».

А возможно у рыночников все же есть народный проект? Проект подлинного народовластия! Проект, реализующий в соответствии с требованиями статей 3, 15, 54 Конституции Республики Беларусь общенародные интересы и цели. Либералы-рыночники, представьте народу не лозунги, а свой ПРОЕКТ.
Источник

Белоруссия

Previous post Next post
Up