Продолжаем читать «
Декларацию 1927 года…».
«Декларация…» служит основанием для выдвижения претензий в адрес РПЦ МП во всех смертных грехах. Предлагаю ее прочитать и вынести суждения самим. Конечно, я не стану приводить весь текст, ссылка на который дана выше. Я буду читать ее, и выделять те места, которые на мой личный взгляд являются существенными как для РПЦ, так и ее противников. Если я встречу то, с чем не согласиться моя совесть, то непременно укажу и это.
«О Господе радоватися.
Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую церковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования.
…
К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом, выступления зарубежных врагов Советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их…
Ныне жребий быть временным Заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, … вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело Почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел.
…с учреждением при мне Временного Патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок…
Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас всех на глазах.
…
Тем нужнее для нашей Церкви … теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства …, а с нашим народом и с нашим правительством.
Засвидетельствовать это и является первой целью настоящего нашего (моего и Синодального) послания».
Все сказано предельно ясно и конкретно. Резануло немного выражение «нашего правительства», но при небольшом размышлении я не нашел причин восклицать «Ага! Вот оно!». А как Сергий должен писать? «Вашего…»? «Их»? Чьего? Он гражданин СССР, как и чада РПЦ оставшиеся в Отечестве. Правительство «их», как ни крути.
Также видим, что в рамках позиционирования обозначена сторона «контра», то есть стоящая на полностью противных основаниях - РПЦЗ. И тут все логично. Это не в первый раз происходит. Такую позицию занимал не только Сергий. Да и историческая объективность нам говорит - так оно и есть. РПЦЗ выступала оппозицией не только РПЦ МП не только Советской власти, классово чуждой уехавшим за границу (именно по политическим, а не религиозным основанием), но и русскому народу, по факту уже принявшему новую власть.
Говоря о РПЦЗ надо оговориться, что после воссоединения 2007 года для части этого образования, возобновившей каноническое общение с РПЦ МП, большинство вопросов, которые заставляют меня писать о РПЦЗ, так как я пишу, были сняты. Исходя из этого, я включаю в РПЦ эту часть Церкви, действующей за пределами России.
Что же касается другой ее части, которая настаивает и после 2007 года на необходимости РПЦ от греха «сергианства», то к ней и сегодня в полной мере относится все сказанное мной. Эта часть продолжает демонстрировать все те качества, которые я обсуждаю в тексте и отчасти на проявление которых был дан ответ в «Декларации 1927 года». И тут важно отметить, что РПЦ МП имела все основания для этого критического ответа.
«… в мае текущего года по моему приглашению и с разрешения власти, организовался Временный при Заместителе Патриарший Священный Синод …
Теперь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление…
Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совершающейся таким образом в положении нашей Православной Церкви, Ее духовенства, всех церковных деятелей и учреждений…».
А все-таки надо! Потому как, не видя всех трудностей, с которыми боролось управление РПЦ в последние годы, невозможно понять важности произошедших перемен. Если коротко - РПЦ перестала быть вне правового поля. Это не отменяет факта продолжения гонений. Но вопрос об историческом небытие самой крупной православной поместной Церкви был снят.
Конечно же, используя написание слова «Церковь» с большой буквы я не имею в виду Церковь, как Тело Христово. Его одолеть никаким силам историческим и политическим, да и мистическим невозможно. Ибо Глава Ей - Сам Господь. Но писать с маленькой буквы мне не хочется, так как это может направить понимание в другую и не менее ошибочную сторону: церковь как собрание верующих граждан или вообще просто здание, храм.
Употребляя написание с большой буквы, и тем самым внося некоторую путаницу, я все же надеюсь, что тем самым получается обратиться к понимаю Церкви и как к собранию верующих. И как к институции участвующей в историческом процессе, неотъемлемо разделяющей судьбу Отечество, народа и во многом определяющей эту судьбу. Что в конченом итоге ближе к пониманию этого слова в высшем смысле - Тела Христова.
Но вернемся к политическому противостоянию между Церковью в России и РПЦЗ. Понятное дело, что ни получи РПЦ легального статуса «естественным преемником» РПЦ становилась РПЦЗ. По крайней мере, она именно так видела ситуацию тогда. Ее позиция была уже оформлена к этому времени полностью. И, кстати, она мало поменялась до сего дня. Мол, Россия - больна, русский народ пал, она - единственное, что осталось «русского» от России, и т.д.
Неоформленность позиции РПЦ МП была им на руку. И оформление РПЦ МП, как реально существующего в России института, было для них историческим и политическим проигрышем.
«Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу…
Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому правительству …
… заверим правительство, что мы не употребим во злое…»
Конечно, видя перед глазами гонения и преследования трудно произнести слова благодарения… Даже пусть перед ними стоит молитва к Господу. Даже пусть сказанные слова носят очевидный казенный характер. Но, с другой стороны, стоит угроза реального исторического исчезновения РПЦ. И надежды на уехавших нет никакой. Народ ведь не уехал! А где русский народ, единственно там и может быть Русская Церковь.
Кстати, не удерживая в голове этого противопоставления себя и РПЦЗ нельзя читать этот документ. Потому что этот документ, прежде всего, политический. И пойти на него РПЦ была вынуждена из-за описанных выше трудностей своего положения, одно из которых провокационная деятельность уехавших иерархов и части эмигрантов.
Предыдущая статья цикла,
первая.