Мы говорили о том чрезвычайно сложном положении, в котором пребывала РПЦ во второй половине 20-х годов прошлого века. Над Церковью нависала угроза распада из-за невозможности приведения ее управления к каноническому устройству. Ее активно атаковали всякого рода раскольники и обновленцы. Она пребывала в жестком политическом противостоянии с новой властью, которая ни без основательно связывала РПЦ со своими врагами. Чему очень сильно содействовала деятельность уехавшей заграницу части РПЦ и уже образовавшейся РПЦ Заграницей (РПЦЗ).
Как я писал в прошлый раз, именно эта сложность ситуации объясняет многое в деятельности РПЦ в этот период. В том числе и ту самую «Декларацию митрополита Сергия», которая стала камнем преткновения между РПЦ МП и ее критиками. Настоящее название ее «
Послание пастырям и пастве» от 29 июля 1927 года.
Ее активно критикуют, как и ее автора, но, парадокс, ее мало цитируют, кроме одной единственной фразы о Советской власти: «радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Согласитесь, в ней нет ничего нового и неожиданного для РПЦ. Таково отношение Церкви к любой легитимной власти в той стране, где проживают чада верные Церкви.
Так было при царях, несмотря на разгром институтов управления и превращения по существу ее одно из министерств империи. Примерно в том же духе ранее высказывался и свт. Тихон перед своей кончиной. Примерно о том же было двумя годами раньше обращение к власти т.н. «соловецкого синода». Это же сегодня зафиксировано в основополагающем документе РПЦ - «
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ», который мы
разбирали в этом же цикле статей.
Так от чего же противники РПЦ с такой яростью набрасываются на «Послание 1927 года»? Может это станет понятно после чтения т.н. «Декларации»?
Но в начале общие сведения. Цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «Истории Русской Православной Церкви 1917 - 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина.
«Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода («Декларация» Митрополита Сергия). Датировано 16/29 июля 1927 года.
Было опубликовано 18 августа 1927 года в "Известиях".
Официальный документ представлял собой листовку размером 53 х 36 см, изданную тиражом 5000 экземпляров. Ее разослали по приходам. Архимандрит Иоанн (Снычев) пишет в своей диссертации (существующей лишь в машинописном варианте), что около 90% приходов возвратили декларацию отправителю. Именно по причине этого почти всеобщего отказа, считает Иоанн (Снычев), правительство и решило опубликовать декларацию в "Известиях"».
Не знаю, можно ли считать авторитетным источником малоизвестную диссертацию митрополита
Иоанна (Снычева). Но о. Иоанн, человек авторитетный, а приводимые им данные и гипотезы заслуживают того, чтобы их включить сюда для полноты картины и ради сохранения объективности.
Для этих же целей надо еще раз напомнить, что, по мнению церковных историков, а также согласно данным из биографии св. Луки Войно-Ясенецкого, в это время огромная часть приходов РПЦ или была захвачена обновленцами, или принуждалось к тому органами власти.
Обновленцы увидели в «Декларации» свою политическую победу над «Тихоновцами». И потому возникает еще один парадокс! 90% приходов, как утверждает приснопамятный о. Иоанн, отвергают «Послание 1927 года…», а с другой стороны большая их часть находиться под влиянием тех, кто ее приветствовал. Я не берусь разрешать этот парадокс. Просто обращаю внимание не него. Ведь не зря же у нас позади такой большой путь в рамках этого цикла, чтобы отмахиваться от уже имеющихся знаний и представлений.
Теперь сам текст.
Предыдущая статья цикла,
первая.