Начав чтение «
Основ социальной концепции», мы остановились перед важным для нашего разговора разделом «III. Церковь и государство». До этого мы рассмотрели формулировки видения Церкви самой себя и своей миссии в мiре.
Я привел уже одну цитату из интересующего нас раздела:
Сын Божий, владычествующий землей и Небом … подчинил Себя земному порядку вещей; повиновался Он и носителям государственной власти.
Эта формулировка на первый взгляд парадоксальна.
Владыка Неба и земли подчиняется установлениям Человека, своего творения. В Евангелии есть несколько мест, где Спаситель проводит разделение Неба и земли и выражает покорность тем правилам, которые установлены Человеком на земле. Разговор на эту тему очень сложен. И скорее всего, ему место не здесь. Потому что в его рамках вынуждены будем уйти в области очень далекие от поднятых этим циклом текстов тем. Например, в область сочетания свободы и подчиненности Человека Богу. В ограничения, которые накладывает эта дарованная Человека в силу его Природы свобода на самого Творца, источника этой Свободы. И т.д. Для нас важно вынести то, что Человеку эта свобода предоставлена Богом и в рамках этого Дара и проистекает История Человечества.
Эта история и привела к возникновению такого способа самоорганизации Человека, как Государство.
…возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления …
И потому придя в мир как «Сын человеческий», Бог принял и правила этой самоорганизации людей. Принял, не в смысле оправдал, а просто принял как данность, реальность, в которой Бог даровал Человеку Путь к Спасению, то есть возвращения Человеком своей Природы, разрушенной грехом.
Такое отношение к миру перешло и на Церковь.
III.1. Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность … но и историческую составляющую …. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью.
Для осуществления Церковью своей миссии - свидетельства о Боге и Пути Спасения, а также помощь вставшим на этот Путь - Церковь не может быть вне Истории Человечества. И более того, имя эту историческую составляющую Она подвергается и обратному воздействию со стороны мира. Происходит ранее упомянутое соприкосновение вечного и временного. Церковь осуществляет ретрансляцию вечного во временное, но сообразуясь с исторической реальностью. Каковой бы она не была, потому что как Бог приемлет всех кающихся «…и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно…». (Последование ко Святому Причащению, Молитва 6-я,святого Симеона Нового Богослова), так и Церковь не может затворять Путь ко Спасению и закрывать врата к Богу в зависимости от исторического содержания эпохи.
Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государственной римской. Это не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.
С той же оговоркой, что принять не значит оправдать. Но не принять исторической действительности Церковь не может и потому:
III.2 … Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире … благословляется Богом.
Одновременно с тем Церковь не может пойти и на подчинение этому историческому вечного, то есть Истины.
Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти.
Все это проистекает из осознания Церковью своей частичной надмирности:
III.3. Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ.
И разных задач, стоящих перед временным (государством) и вечным (Божественным):
Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии
И государство, как часть временного, рассматривается Церковью элементом исторической реальности, где пребывает Человек, которому Она несет Благую Весть и открывает Путь к Богу. Только так и не более того:
Поскольку государство есть часть «мира сего», оно не имеет части в Царстве Божием
Читаем дальше. Я пропущу исторический обзор становления государства и взаимоотношений его с Церковью, взяв из него лишь несколько цитат:
… симфонии Церкви и государства -… обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, … Епископ подчиняется государственной власти как подданный
… и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения …
Отменяется ли подчиненность епископа государственной власти в условиях отсутствия описанного симфонизма? А разве епископ перестает быть гражданином своей страны? Перестает быть патриотом своего Отечества?
…Патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа…
О неотменяемости патриотизма верующих по отношению к своему Отечеству мы говорили в прошлый раз. Идем дальше и снова встречаемся с темой различия природа Церкви и государства.
III.5. Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу …Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами ….
Ибо в этом Она подражает Своей Главе - Христу, взошедшему на Крест, имя возможность «умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:53). Подражает Христу она и в готовности переносить гонения, от заблудших своих чад и ненавистников:
…и гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству, преследующему ее, в лояльности.
Потому что, в противном случае Она лишит возможность членов общества в богоборческом государстве узнать об Истине и Пути к Богу. То есть перестанет осуществлять свою миссию. При этом Церковь, сообразуясь с историческим, не может ни на йоту умалять вечного в себе. Но и уходить от исторического она не может.
Государственная власть тем самым перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и в конце концов предрекает свою судьбу. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.
Так что же делать Церкви, когда вместо ожидаемого симфонизма или просто сотрудничества с государством она подвергается гонениям?
В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти …Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия:
- вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме;
- призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти;
- обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению;
- обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению.
Что из этого Русская Церковь в революционные годы не делала? Не за это ли она подвергалась гонениям, и множество ее чад были подвергнуты преследованиям? И еще одно - в предлагаемом перечне нет ничего, приводящего к уходу Церкви из мира, общества и прекращению к попыткам диалога с властью.
Я понимаю, что в ответ на последний абзац я получу много вопросов и призывов показать конкретные дела нашего священноначалия в период гонений. Всему свое время!
Давайте изучать историю Русской Церкви в ХХ веке дальше. Мы остановились на созыве Поместного Собора в 1917 году.
-----------
Предыдущая статья цикла,
http://eot-su.livejournal.com/2794394.htmlпервая:
http://eot-su.livejournal.com/2791340.html