В нашем обществе существует устойчивое убеждение, что по отношению к верующим и религиозным гражданам большевики проводили жестокую репрессивную политику. Конечно, отрицать перегибы политики в отношении духовенства и верующих было бы глупо. Однако мне в руки попался документ, показывающий совсем не жестокие, а вполне разумные решения политического руководства страны в отношении верующих.
Так, в сборнике «Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 год», опубликованном в 1942 году Управлением делами СовНарКома СССР, под номером 192 есть документ: «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям».
Текст документа следующий:
«1. Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставить право по решению Народного Суда заменить таковую на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой, преимущественно, в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой, по выбору самого призываемого…»
Далее в документе описывается процедура принятия решения о замене воинской повинности другой гражданской обязанностью.
Распоряжение датировано 4 январем 1919 года (то есть в самый разгар гражданской войны) и подписано лично Председателем Совета народных комиссаров Лениным, Народным комиссаром юстиции Курским и управляющим Делами Совета народных комиссаров В. Бонч-Бруевичем.
То есть выходит, что в самый разгар гражданской войны, когда каждый солдат был на счету, Советское правительство издает распоряжение о замене воинской повинности религиозным гражданам или как это называется сейчас «Альтернативная гражданская служба (АГС)».
То есть, данное распоряжение, принятое в январе 1919 года вполне в духе современного российского законодательства. Факт, который как минимум говорит о неоднозначной политике большевиков в отношении церкви и верующих граждан.