Оригинал взят у
alanmamiev в
«Антихрист» Ларс фон Триер. О темной стороне женской энергии. Никогда не писал рецензии к фильмам, да и это прошу рецензией не считать. Скорее это мои размышления по поводу произведения
Ларса фон Триера «Антихрист», которыми хочу поделится. Оговорюсь сразу, фильм очень нестандартный, людям со слабой психикой, слишком религиозным или ханжам смотреть его вообще не рекомендую. Фильм очень красиво снят, впрочем, как и все фильмы Триера. В нем прекрасный саундтрек и глубокое содержание.
О чем собственно фильм? Если в дух словах, то фильм о темной стороне женской энергии. Даже не так, о темной стороне мира, в данном случае проявленной через женщину. Разве можно ограничится двумя словами в столь запутанном вопросе? Думаю, необходим небольшой экскурс для тех, кто не в теме, иначе мысли которые он мне навеял будут не ясны.
Древние мистики считали, что женщина из-за специфики ее психического и энергетического строения легче воспринимает ту часть реальности, которая отсечена от нашего обычного линейного восприятия и называется «миром невидимым». С одной стороны, эта легкость прекрасна, женская интуиция, творческие способности и прочее, а с другой стороны, как у каждого качества, у него есть и свои побочные стороны, так называемая «темная» сторона. Сразу оговорюсь, «темная», не потому что негативная, а потому что малоизученная на сегодняшний день, но хорошо известная древними мистиками.
Мистики, именно женщин чаще всего использовали как медиумов, из-за того, что женщина проще воспринимает «мир невидимый» и легче входит в контакт с силами, лежащими за пределами нашего трехмерного восприятия. Она может с этими силами взаимодействовать, но может быть их инструментом, что чаще всего и происходит. Женщины существа, живущие на грани нашего мира, и того, о котором люди в здравом уме предпочитают не знать, но который являлся вожделенной целью для всех мистиков, магов и прочих шаманов.
Любая сила, будь то меч, винтовка или силы «мира невидимого», рождает власть. Такие сильные женщины когда-то и правили социумом, был матриархат. В скрытых формах он существует и поныне во многих культурах. Со временем, мужчины забрали у женщин их Силу и как следствие власть. Окончательно это закрепилось с приходом в мир авраамических религий. Знаменитый средневековый «Молот Ведьм» много нам рассказывает о борьбе с женщинами-ведьмами. Борьба с их коллегами мужского пола не была столь беспощадной. Мужчины ловко вписались в разные течения авраамических религий, как на западе, так и на востоке. Создали закрытые ордена и спокойно себе жили не тужили, беспощадно сжигая на кострах ведьм. Мужчины-мистики хотели стать единственными проводниками тех сил «мира невидимого», отрезав от Силы женщин жриц.
Сделать это полностью не удавалось никогда, да и в принципе невозможно, ибо так мир устроен что Сила приходит в мир через женщину, а не через мужчину. Раз нельзя уничтожить, значит надо возглавить! Мужчины стали использовать это качество женской природы, но под своим жестким контролем и управлением. Использовали женщин в качестве инструмента и источника энергии определенного типа. Этот вечный конфликт показан тонкой нитью в конфликте двух главных героев, мужа и жены.
Еще один момент который хотелось бы прояснить хотя бы в общих чертах. Женщине, как и мужчине для контакта с силами «мира невидимого» нужна определенная энергия, но что эта за энергия? Мистики считали, что человек рождается с определенным количеством энергии, данным ему на всю жизнь. Это некий врожденный уровень личной силы, она расходуется, с момента рождения до момента смерти. Они считали, что собственно смерть приходит из-за того, что кончается эта Сила. Так вот, единственная энергия в организме человека, которая восполнима, а не конечна, является энергия, данная человеку для создания новой жизни, энергия сексуальная, или как ее называют в Индии, энергия Кундалини. Именно эту энергию используют для контакта с «миром невидимым».
Работать с энергией кундалини можно двумя способами, один это полное ее подавление, что делают монахи в монастырях, по крайней мере считается что делают. Второй, это ее пробуждение и взятие под контроль. Путь этот очень сложный, не зря его называли - «оседлать тигра». Этот «тигр» может унести в заоблачные дали, дав доступ к Силе, а может и уничтожить, что и произошло с женщиной в фильме Ларса фон Триера «Антихрист».
Если кундалини просыпается сама по себе, она начинает разрушать все вокруг, а в конечном счете разрушает самого человека, это и произошло с главной героиней. Когда у женщины пробуждается Сила ее должен удерживать мужчина. Он должен понимать, что происходит с ней и не дать с одной стороны сойти с ума, с другой он не должен ее подавлять. Это как танец со смертью на острие ножа, любое неверное движение может стать роковым. Главный герой как раз показал, как ведет себя мужчина не готовый к подобным вещам. Мистики бы сказали, что в трагедии этой женщины виноват именно он. Он должен был бы стать якорем, который не даст унести героиню в океан «темного моря Силы», но он этого сделать не сумел. Думаю, такова была задумка режиссера. Показать, что Сила - это не игрушки, и играть с ней гораздо опаснее чем со спичками.
Главная героиня начала сходить с ума после смерти единственного ребенка. Ее супруг, психоаналитик решил ей помочь, занявшись ее лечением. Но все его попытки оставались тщетны. Супруга все сильнее погружалась в некое безумие. В этих состояниях она становилась агрессивна и любвеобильна. В какой-то момент супруг узнал, что его жена писала научную работу по очень специфической теме - черной магии средних веков. Он нашел ее дневник, с черновиками ее работы. Мужчина кожей стал ощущать ту темную энергию с которой столкнулась его жена. Он пытался ей помочь, но чем глубже погружался в ее сознание, тем более ужасные вещи начинали с ними происходить. Он пытался разобраться в ее проблемах с помощью разума, но те вещи которые ее терзали, происходили за гранью «разумного» описания мира.
Ларс фон Триер хорошо показал, что Сила ближе всего находится к естественной природной среде. Искусственная среда, созданная человеком, не обладает Силой, скорее наоборот, город Силу забирает. Находясь в городе, героиня была в слабом подавленном состоянии, но переехав на лоно природы, в дикий по лес, она стала переполняться той самой Силой. Грань между миром видимым и «миром невидимым» для нее стала совершенно условной.
Когда человек сталкивается с Силой у него есть всего два пути, либо она его разрушает, либо он берет ее под контроль, для этого люди годами себя готовят. Если этой предварительной подготовки нет, то шансов остаться нормальным после такой встречи практически нет, что и показано в фильме. Женщина столкнулась с Силой и чем больше в ней ее становилось, тем сильнее она смещалась на ее «темную сторону», ее безумие росло по экспоненте.
Главная героиня требовала больше и больше секса от своего мужчины, так как секс раскручивает кундалини, но он не мог дать ей необходимо накала старсти для следующего витка. Тогда она пошла в лес, на лоно природы, и стала мастурбировать, пробуждать и взвинчивать накал страсти. Эта сцена показала, как в женщине начала сливаться ее энергия кундалини и силы природы. «Темные» силы природы. Не зря она сказала, что природа - это Сатана. Тут я бы не согласился с подобным утверждением, природа - это женский аспект силы, а Сатана - это немного из другой оперы. Если пользоваться индийской терминологией, то я бы сказал, что это богиня Кали, но фильм снимался для европейского зрителя, кто такая Кали знают далеко не все.
В конечном итоге она не справилась с пробудившейся кундалини. В сцене кульминации фильма она себя оскопила, сделала себе обрезание ножницами, признав таким образом свое поражение. «Оседлать тигра» ей не удалось, переход в человека многомерного не состоялся.
Очень любопытна последняя сцена фильма. Когда мужчина убегает из леса, который кроме ужаса и страха ничего ему не внушает, навстречу ему бегут сотни девушек, бегут именно туда откуда он с таким трудом сбежал. Эта сцена говорит о следующем. В последние десятилетия закончился определенный цикл, связанный с доминированием мужских энергий, который длился последние 2000 лет. Относится к подобным вещам можно по-разному, но мир меняется. Последняя сцена фильма говорит именно об этом. Сотни девушек бегут в чащу леса, к силам природы, «охотиться» на Силу, от которой убежал главный герой мужчина.
Мир наш, больше чем-то, что мы можем увидеть глазами, услышать ушами и потрогать руками. Мир гораздо шире и многообразней, и он не ограничивается нашим трехмерным восприятием реальности. Фильм «Антихрист» как раз об этом, о том, «мире невидимом» который живет рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки. Все те страсти-мордасти, слезы, кровь и секс, лишь обёртки, в которые режиссер завернул очень серьезные вопросы.