На днях стартовал сбор средств на памятник жертвам политическим репрессий. Хотелось бы разобраться с финансовой и идеологической стороной этого проекта.
Во-первых, хочу обозначить финансовую сторону вопроса. Правительство Москвы уже раcщедрилось на монумент, выделив 300 миллионов рублей, и это не смотря на то, что текущий столичный бюджет Собянин назвал "чрезвычайно непростым". Бюджет того же МГУ за последние два года был сокращен на 30%. Садовничий сетовал ещё в 2015-ом: "Это заставило подтянуться во всем: это и покупка оборудования, и командировки". В 2016 году бюджет МГУ ещё на 10% порезали. Думаю понятно, что недофинансирование вузов ведет к дальнейшему технологическому отставанию России и усугублению кризиса.
Но мало того Федотов просит скинуться "по рублю" на этот "шедевр" всю России: "Мне кажется это важно не столько с финансовой точки зрения, сколько с нравственной точки зрения. Потому что, отдавая эти рубли на создание мемориала памяти жертв политических репрессий, мы тем самым символически отрекаемся от преступлений прошлого".
Сбор средств - это своеобразный пиар-ход. Деньги всё равно дадут, причём из бюджета, но нужно как-то обозначить всеобщее покаяние и народное признание нужности установки памятника.
Во-вторых, да есть указ президента №487 от 30.09.2015 о том, что необходимо установить этот памятник "в целях увековечения памяти жертв политических репрессий". Заметим, что в указе не сказано о памятнике злодейскому государству СССР, каковым оно не являлось. Но что об этом говорит сам автор монумента, Георгий Франгулян, какой он в него смысл закладывает?
Франгулян: Мои мысли заняты "Стеной скорби". Монумент должен стать напоминанием: все может вернуться. В любой момент. И ничто не проходит бесследно. Надо помнить не только о миллионах жертв сталинских репрессий, но и о тех, кто не появился в результате на свет. Невозможно подсчитать, сколько родов безвозвратно пресеклось, а это были далеко не худшие семьи России. Потери никогда и никак не восполнить. Зияющие пустоты... Мы пожинаем сегодня плоды.
Корреспондент "РГ": Режиссер Марк Захаров называет это отрицательной селекцией, которая проводилась в нашей стране на протяжении большей части двадцатого века.
Франгулян: Так и есть. Выкошенное поле. Чуть колосок поднимался выше остальных, его тут же под корешок. Несколько раз за одно столетие обескровливали страну. Чудо, что она сохранилась!
Поэтому и ужасная темная Стена, как символ. Если начнет двигаться на нас, всех раздавит, никто не спасется. Надо удержать, не пустить..."
Сколько миллионов жертв репрессий? По данным доктора наук Виктора Земскова, который публиковал свои исследования 2000-х по этому вопросу - не более 2,6 млн. человек из них расстреляны было около 800 тыс. человек. Жертвы немалые, но не многомиллионные.
Причём в жертвы Франгулян записывает и тех, кто не родился, а мог родиться, но тогда получается, что чем больше проходит с тех времен лет, тем жертв больше и больше, и тогда сегодня можно стращать народ уже десятками миллионов жертв. Вот такая арифметика.
А как же СССР удалось догнать передовые державы и достигнуть такого прогресса в науке, образовании и медицине, если все колоски рубились под корешок? А откуда тогда сам Франгулян? Разве он не получил блестящее образовании в СССР? Его дед Иван Франгулян был известным врачом, фамилией которого названа улица в Тбилиси, отец проектировал электростанции по всему СССР и за рубежом.
В очернении СССР он также прибегает к сравнению СССР с фашистской Германией:
Франгулян: Понимаете, это Стена не только, чтобы прийти к ней и поплакать. Все гораздо глубже, но какими словами это передать? В Дахау выразили мысль короткой фразой: "Никогда более". По смыслу она близка тому, что хотим сказать мы, но надо придумать что-то свое. "Стена скорби" ведь и о фашистских концлагерях, и о сталинском ГУЛАГе, и о любом другом насилии над человеком и его природой.
И всё это делается ровно в тот момент, когда факты говорят о совершенно другом отношении населения России к советской эпохе и Сталину.
В марте Левада-центр провел очередной опрос, где выяснилось, что уже 54% граждан положительно оценивают деятельность Сталина, в 2014 было 29%. Ранее, в феврале, 52% россиян ответили, что хотят жить в стране с плановой экономикой. 37% назвали советскую систему лучшей, 23% - нынешнюю, 13% - западную, 8% назвали свои варианты, а 19% затруднились ответить.
По поводу отношения к инициативе Федотова-Караганова признания СССР преступным государством
проводило опрос движение Суть времени в апреле 2011 года, где выяснилось, что 89% граждан против такого признания.
Вывод: цели установки памятника подменяются, декларировано - увековечивание, а на деле покаяние за преступное прошлое. Народ такой памятник не приемлет, но оплатит.
Кстати, открытие памятника планируется как раз к 100-летию Великой октябрьской революции. Вот так антисоветчики хотят отпраздновать этот день.