Во Франции идет попытка принятия нового Трудового Кодекса, который просто взорвал общество. С середины марта идут выступления трудящихся против "закона босса" часто переходящие в столкновения с полицией. Зная, что этот непопулярный закон не будет принят парламентом, Правительство решило воспользоваться своим правом принятия "важных" решений министерским голосованием игнорируя мнение парламента. Депутаты же в свою очередь запустили процесс объявления вотума недоверия правительству.
Так вокруг чего идут споры? Что в этом Трудовом Кодексе такого, что так возмутило рабочих?
Во-первых, 60-часовая рабочая неделя - это значит работа по 10-12 часов в день при шестидневной и пятидневной рабочей неделе.
Во-вторых, упрощение процедуры увольнения.
В-третьих, снижение доплаты за сверхурочные часы.
То есть, положение рабочих откатится на 100 лет назад, будут отменены все социальные завоевания рабочих.
Рабочее движение во всём мире с середины 19 века развивалось по нарастающей. Апогеем борьбы стала победа рабочего класса в России в 1917 году, где установилась диктатура пролетариата. Это послужило примером для других стран. По всему миру начали массово возникать коммунистические движения, активизировалась борьба рабочих за свои права. Чтобы сбить этот подъём, буржуазия всех стран пошла на некоторые уступки рабочим, и в 1919 году в Женеве на Международной Организацией Труда при Лиге Наций была принята Конвенция, устанавливающая 8-часовой рабочий день при 48-часовой рабочей неделе. Это был прорыв в улучшении жизни рабочих, так как до этого рабочий день достигал 11-12 часов в сутки.
В течение многих лет буржуазия искала методы и инструменты для подавления выступлений рабочих. Капиталистами были сделаны ряд шагов для того, чтобы вывести борьбу рабочих из политической плоскости и перевести её в экономическую. Работодатели поощряли создание профсоюзов (тред-юнионов), которые они сразу брали под контроль. На лидеров тред-юнионов возлагалась задача встраивания буржуазных интересов в борьбу рабочего класса за свои права, якобы под видом продвижения политики «социального партнерства».
Профсоюзные вожаки убеждали рабочих договариваться с эксплуататорами во имя «социального мира». Активных рабочих и профсоюзных лидеров просто купили большими зарплатами и привилегиями. На крупных заводах рабочим стали продавать акции, уверяя их, что они стали совладельцами предприятий. У рабочего возникала иллюзия собственника, но львиную долю прибыли по-прежнему забирала себе небольшая кучка крупных акционеров, а мнения рабочих в принятии решений никто и не думал спрашивать.
Коммунистам не всегда удавалось возглавить рабочие движения. А после распада СССР они потеряли свой авторитет в рабочей среде. Исчез успешный пример диктатуры пролетариата для трудящихся всего мира - ведь капитализм объявил развал СССР своей победой над коммунизмом и смог убедить в этом всех. Компартии получили окраску «неудачников» и деградировали. «Левые» движения во многих странах превратились в маргиналов и борцов за права сексуальных меньшинств. Рабочие на забастовках перестали выдвигать политические требования.
Например, КПРФ в России, сохранив марксистскую риторику, говоря о борьбе классов и рабочих за свои права, на деле давно уже встроилась в капиталистическую систему и получает с этого дивиденды как парламентская партия. По сути, в КПРФ не делают ничего для изменения ухудшающегося положения рабочего класса. Небольшие инициативы зюгановцев по факту не меняют систему, хотя в 1995 году КПРФ победила на выборах в Госдуму и у них были шансы многое изменить. На следующий год на президентских выборах Ельцин с помощью подтасовок (это стало называться политтехнологиями) набрал более 50% голосов избирателей. Зюганов, по мнению наблюдателей фактически победивший во втором туре, странным образом, совершенно без боя, уступил Ельцину, уже потерявшему к тому времени поддержку народа. Не обращая внимания на фальсификацию выборов, лидер КПРФ первым поздравил Ельцина с победой.
Кто же сегодня в России защищает права рабочих? А никто!
Например, положением трудящихся озабочен Президент Путин, когда говорит о том, что российские работодатели ведут себя с рабочими так, будто на дворе начало ХХ века - они пытаются утвердиться на рынке за счет экономии на работниках. Ещё Путин отмечает, что с 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам - на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%. И предлагает создать «рабочую аристократию» и строить социальные лифты внутри профессий: «Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями…», - говорит он.
Предложение, конечно, заманчивое, но выглядит как утопия. Ведь никакой Дерипаска или Абрамович не допустит в совет директоров рабочих. Единственное, что владельцы могут сделать - это создать на предприятии структуру, включающую рабочих, и симулирующую их участие в управлении, иногда допуская рабочих к решению мелких вопросов.
Рабочие снова, как сто лет назад, должны добиваться действительного, а не показного, решения своих проблем. Но рабочий класс сегодня не на подъёме.
Сами себя они защищать не могут, да и не хотят.
У нас пока не отменяют 8-часовой рабочий день. Но во многих российских фирмах и предприятиях уже давно вводят "ненормированный" рабочий день, не доплачивают за ночные и сверхурочные часы работы. И уже олигарх Михаил Прохоров предлагал ввести в России 12-часовой рабочий день, а союз промышленников и предпринимателей подготовил поправки в Трудовой Кодекс. Пока эти предложения не прошли. Но если пройдут во Франции, у нас появятся желающие сделать "как у них".
Что же рабочие - будут молчать?