Матвиенко заявила о целесообразности укрупнения отдельных субъектов федерации

Apr 28, 2016 12:27




Некоторые субъекты Российской Федерации следует укрупнить, з аявила Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко 27 апреля 2016 года в интервью программе "Поздняков" на телеканале НТВ, сообщает ИА «Суть Времени».



Матвиенко считает, что в силу ряда объективных причин возникла необходимость объединения части регионов Российской Федерации, однако такое укрупнение регионов не должно стать самоцелью.

Необходимо разработать четкое обоснование возможности эффективного развития укрупненных территорий.

«Мы должны думать о повышении эффективности госуправления в целом, управления в рамках федерации, а мы - сама крупная федерация в мире», - отметила Матвиенко.

В конечном итоге, по существующему законодательству решение об укрупнении должны принять жители этих регионов в результате референдума.

Напомню, что процесс укрупнения субъектов РФ начался в 2003 году с объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. В результате образовался новый субъект - Пермский край.

К 2008 году число субъектов РФ сократилось с 89 до 83.



Следует заметить, что многие эксперты, на основе анализа социально-экономического положения субъектов можно выделяют четыре типа моделей объединения регионов:

- Объединение большого и сильного региона с маленьким и экономически слабым (как правило, «матрешечные» субъекты Федерации).  Главным препятствием для объединения в таких случаях является национальный фактор. Степень успешности объединительных процессов зависит от пассионарности и степени сопротивления национальных элит. К примеру, активное противодействие национальных элит Адыгеи отсрочило ее объединение с Краснодарским краем.

- Объединение большого региона с маленьким и экономически сильным. Как правило, это «матрешечный» субъект с округом, имеющим серьезный экономический потенциал. Из числа осуществленных проектов к подобным субъектам относится Красноярский край, объединившийся с входившими в него Таймыром (никель) и Эвенкией (нефть). Для реализации подобных проектов необходим консенсус элит, переговоры экономически заинтересованных субъектов. В Красноярском крае вопрос был решен достаточно легко, поскольку у руководства краем и Таймырским округом находились ставленники «Интерроса», а в Эвенкии влияние только что разгромленного Юкоса резко упало и «Роснефть» еще не успела включиться в местный контекст.

- Объединение двух соседних субъектов, сопоставимых по экономическому потенциалу, в один более крупный.
На сегодняшний день примерами такого типа объединения можно считать слияние Камчатской области и Корякского округа. Отсутствие экономической целесообразности таких объединений замещено политическими задачами элит регионов либо федерального центра. Ключевой фактор для принятия решения - экономическая целесообразность.

- Объединение экономически мощных регионов-тяжеловесов в мега-регионы, по мнению большинства экспертов, на сегодняшний день является вредным и бессмысленным. Это относится к проектам объединения Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Если такие проекты и имеют место быть, то только в рамках единой перекройки АТД России, в контексте «глобального укрупнения». То есть такие слияния не могут осуществляться в рамках реформы объединения регионов.

Также следует отметить, что к укрупнению регионов следует относится особо осторожно, поскольку в условия экономического кризиса в стране, такое укрупнение может стать дополнительным фактором по дестабилизации социально-политической ситуации в стране, особенно при слиянии субъектов с «пестрым» национально-конфессиональным составом.

Политика

Previous post Next post
Up