Интересные люди. Поль Лафарг

Apr 21, 2016 11:12


Важнейшим вопросом современности является вопрос о гуманизме. Классический западный гуманизм дал серьёзную трещину в конце XIX века и вылился в кровопролитную Первую Мировую войну. Затем в западном обществе вырвался на свободу настоящий антигуманизм с работами Ницше, Гёте и др., давших начало фашизму. В то время бой идеологическому фашизму дал только советский проект Нового человека, проект Нового гуманизма, героически поборовший фашизм на полях сражений, но бесславно растаявший в рядах высшей партийной номенклатуры последующих лет. Сегодня, когда фашистский, постмодернистский и премордиальный антигуманизм надел корону всевластия, нам как никогда нужно обратиться к опыту Нового гуманизма, к его истокам. И сделать это лучше всего, опираясь на его теоретиков. И опереться если не на самого Карла Маркса, то на его ближайших соратников. И в этом плане взгляд падает, конечно же, на зятя мыслителя и на одного из наиболее верных соратников и его последователей - на Поля Лафарга.




Поль Лафарг (1842-1911) - крупный французский теоретик марксизма, соратник Карла Маркса, муж его дочери Лауры. Известный экономист, достаточно успешный политический деятель, блестящий и признанный религиовед.

Биография
Родился Лафарг на Кубе (тогда она была под Испанией) в семье кофейного плантатора. В 9 лет с семьёй переехал в Бордо, Франция. Учился в престижных школах в Тулузе и Париже. Получил медицинское образование в Лондоне.
Поначалу тяготел к анархизму Прудона, выступал с революционерами против Наполеона III. Но всё изменилось, когда будучи в Лондоне, встретился с Марксом и Бланки. С Марксом нашёл общий язык, стал частым его гостем. В 1868 женился на дочери Маркса - Лауре.
Был участником Первого Интернационала от Испании (малорезультативно, кстати). Позже вернулся в Париж, где стал политическим журналистом, но в 1871, после падения Парижской комунны, был вынужден бежать в Испанию, где продолжил журналистскую деятельность. Участвовал при расколе Первого Интернационала в Гааге в 1872 году.
В 1873 вернулся в Лондон, где занялся фотолитографией. При этом наладил контакты с репрессируемыми социалистами Парижа.
В 1882 вернулся в Париж и вошёл в состав Французской социалистической партии, а после её раскола в состав Французской рабочей партии. Активно участвовал в политической деятельности, за что не раз был судим властями.
В 1891 стал первым французским депутатом-социалистом в Парламенте. От участия в буржуазном правительстве отказался (идейный социалист, как-никак).
После 1908 года отошёл от активной деятельности. Встречался с Каутским, Лениным, Либкнехтом.
Согласно рассказам, он с Лаурой дал обет, что когда они станут стары и немощны - покончат с жизнью, ибо не могут помыслить себя беспомощными в деле революции и, что не смогут друг без друга (кто-то обязательно умрёт раньше). И 25 ноября 1911 года так и сделали, приняв таблетки цианида калия, оставив посмертное письмо (говорят, что сам Ленин велел принести ему цианистый калий, чтобы уйти, если что, как супруги Лафарги. И известен факт глубокого уважения Ленина к Лафаргу, выраженный в речи на его похоронах).

Основные идеи
Основное поле деятельности Лафарга - развитие марксистской теории. Был убеждён в том, что марксизм - это научный атеизм (Лафарг твёрдо верил в атеизм). Резко критиковал анархистов, агностиков и идеалистов, бился до последнего с марксистами-ревизионистами и реформаторами капитализма. Был убеждённым борцом с капитализмом, неоднократно разнося в своих работах апологетов капиталистической системы. Занимался увязкой экономических факторов с социальной жизнью, творческой деятельностью и моральным развитием общества. Стремился проследить происхождение самых сложных надстроечных категорий и явлений, а также их зависимость от общественных отношений (надо сказать, весьма успешно).
Но самое важное, на мой взгляд, это работы, касающиеся возникновения религиозных идей в первобытных обществах и их дальнейшие эволюции. Лафарг уделил очень много внимания изучению роли Прометея в древнем сознании, а так же значению символа Прометея в современном ему мире в целом и в рабочем движении в частности (Прометей и против Зевса восстал, и Огонь человеку передал, и пострадал за это, да ещё и конец зевсовой эпохи предвидел). Именно совмещение высочайшего профессионализма Лафарга в религиоведении и культурологии, совместно с воинствующим атеизмом и ортодоксальным марксизмом (очень мало кому удаётся настолько тонко понять мифологию, и остаться атеистом) являются наиболее ценными и уникальным явлением, достойным изучения как самостоятельно, так и совместно с идеями Маркса.

Библиография
  • «Теория стоимости и прибавочной стоимости Маркса и буржуазные экономисты»
  • «Ответ на критику К. Маркса»
  • «Американские тресты» (СПб., 1904)
  • «Мои воспоминания о К. Марксе» (Одесса, 1905)
  • «Поклонение золоту» (СПб., 1905)
  • «Женский вопрос» (Одесса, 1905)
  • «Проданный аппетит» (СПб., 1905)
  • "Право на леность " (M., 1905)
  • «Благотворительность» (Одесса, 1905)
  • «Крестьянская собственность и экономическое развитие» (СПб., 1905)
  • «Коммунизм» (Одесса, 1905)
  • «Супружеская неверность в прошлом и настоящем» (СПб. изд. Малых, 1904)
  • Лафарг П. «Экономический детерминизм Карла Маркса» 1923
  • Лафарг П. Сочинения т. 1-3 1925-31
  • «Собственность и её происхождение» (М., 1959)

Другие истории об интересных людях смотри по тэгу: Интересные люди

Марксизм, История, Коммунизм

Previous post Next post
Up