Недавно посмотрел фильм «Тряпичный союз». Он произвел на меня чрезвычайно тягостное впечатление. Возможно, кто-то увидит в нем комедию, но для меня это чистой воды трагедия. Это очень сильный фильм о бессилии, фильм отрезвляющий и, как мне представляется, представляющий собой последнюю часть «трилогии», где первые две части - «Шапито-шоу» и «Пионеры-герои»:
Я поставил слово «трилогия» в кавычки, потому что они внешне не едины, но внутренне представляют собой единое целое. Неслучайно шикарный монтаж «Тряпичного союза» сделан самим Сергеем Лобаном (режиссером «Шапито-шоу»).
В «Шапито-шоу» были показаны асоциальные последствия недовольства современным положением вещей. В нем люди потеряны в своих иллюзиях. Кто-то только начинает прозревать. Только за песню Знаменского Лобану можно поставить памятник. В этой песне есть такие потрясающие слова:
«Всюду плесень из фальши и лести,
Я забыл, что такое быть вместе.
Я не помню, что, значит быть заодно,
Я уснул словно зритель в кино.
И гениальный припев:
«Холодно без зимы, пусто как после чумы,
и я по-прежнему жив, но некому сказать «мы»».
Click to view
«Шапито-шоу» проникнуто этим леденящим одиночеством. Далее тема находит развитие в фильме «Пионеры-герои», о котором я писал развернутую
рецензию. В нем герои в поисках выхода из одиночества обращаются к ноастальгии по своему советскоуи прошлому и тоскуют по смыслу жизни.
И, наконец, «Тряпичный союз»! В нем уже есть, кому сказать «мы». В нем - те же фактически герои уже переходят к действиям. Пытаются что-то сделать, повлиять, но их действия превращаются в прах, к чему бы они не прикоснулись. Прямо как в мифе о Мидасе, только там все становилось золотом, а тут - тленом и пылью.
«Тряпичный союз» - фильм о революционерах-юродивых, которые ощущают необходимость изменения мира, но сами при этом неспособны к какому-либо конструктивному действию. Необходимость при невозможности - чистая трагедия. А фильм почему-то позиционируют как комедию.... Я бы все-таки сказал, что это трагифарс, но никак не комедия!
Если в «Пионерах-героях» главный герой в поисках успокоения уходит в монастырь, принимает схиму и тем самым преодолевает свое одиночество, то здесь беспокойные и ищущие правду герои строят научно-исследовательский монастырь. Просто так им не суждено успокоиться, не такое поколение. Сами себя называют они экспериментальным биоотрядом. Но вся их экспериментальность сводится к занятиям паркуром и стоянием с гирями на столбе.
Героям не чужд интернационализм, они проникнуты чувством социальной справедливости и считают себя «левыми», впрочем таковыми и являются, зря поставил кавычки.
Шедевральный момент про интернационализм: какой-то местный «помещик» предлагает им помощь в строительстве и говорит «У меня есть чурбаны». А те отказываются, отвечая: «Да мы сами чурбаны».
Точно также и я, когда при мне говорят о «нищебродах» и «ватниках», говорю: «Абсурдно жаловаться на нищебродов нищеброду, поищи себе другую аудиторию». Если подавляющее большинство моих соотечественников «нищеброды» с точки рения лощеных и высокомерных либероидных «дельфинов» и «норковых революцинеров», то я горжусь тем, что принадлежу к этому большинству. Точно также я могу заявить, что я «чурбан», если моих братьев по моей советской Родине называют этим словом.
Ахиллесова пята этих парней из «Тряпичного союза» - отсутствие четкой цели. Ключевая фраза фильма: «Придумай нам цель. Придумай нам всем единую идеологию, иначе нам всем хана». Именно, что хана. Но создать идеологии они не могут, и в качестве благородной цели их идеолог предлагает воскрешать мертвых.
Фильм преисполнен трагизма. Именно этим и живет нынешнее общество - отсутствием четкой цели и идеологии. И в этом отсутствии находится в состоянии «хана», подчас не отдавая в этом отчет.
«Тряпичный союз» это не столько пародия на левое движение, сколько на любую попытку стремления к справедливости без четкой цели и идеологии. Без этого стремления даже самые благородные оказываются пустыми абстракциями.
И тем самым фильм ставит большой вопрос - вопрос выработки общей высокой цели, цели благородной и справедливой, вопрос о будущей идеологии борьбы за справедливость в нашем несправедливом обществе. Когда я говорю о «нашем» я имею ввиду не столько российское, сколько человеческое общество.
Крайне рекомендую фильм к просмотру тем, кого не тошнит от идеи всеобщей справедливости, а таких, надеюсь, большинство. И, надеюсь, он станет "наукой" для тех революцинеров, которые перестанут быть юродивыми и наполнят на новом уровне это понятие духом начала ХХ века, в нашем начале века ХХI-го.