Серов уехал. Здравствуй, революция?

Feb 29, 2016 21:13

«Нельзя не сделать выставку, которая бы отразила то, что происходило в искусстве около 1917 года, сто лет назад… Мы решили сделать выставку чисто художественную, не делать выставку типа «искусство-революция».

В сообщении Зельфиры Трегуловой нет упоминания Октября. Какую именно революцию имела в виду руководитель Третьяковки? Февральскую революцию 1917 года? Великий Октябрь? Или некую сборную солянку, какую сегодня предлагают школьные учебники истории как компромисс между белыми и красными - Великую российскую революцию?

По словам З.Трегуловой, события 1917 года нельзя обойти стороной и не отметить выставкой. Ведь многие музеи России откликнутся на юбилейную дату. Директор Третьяковки также сообщила, что музей хочет представить «чисто художественную» выставку существования двух утопий. «Одна была утопией беспредметничества и авангарда, а вторая утопия - утопия, создававшаяся теми художниками, которые придерживались рамок фигуративного искусства, и при этом думали и говорили об особой судьбе России», - пояснила руководитель музея. Боюсь, что в таком контексте места нет ни для какой революции.

Народ не дурак, скажет мне читатель. Но его легко обмануть. Вспомните, как нас провели во время перестройки. Пообещали золотые горы для всех, а в итоге эти золотые горы получили только избранные. Народ сможет разобраться и не обмануться, если от него не утаят факты, «выложат все карты на стол». Да только кто ж их выложит? Сможете ли вы оценить фильм, из которого по неким (идейным или другим) соображениям вырезан целый пласт, характеризующий замысел автора? Очевидно, что вы получите искаженное представление. Так получилось и с выставкой Серова. Целый глубокий пласт - революционную сторону творчества художника - утаили. При этом неимоверно выпятили другую сторону. Представили Серова как придворного художника. Выпятили те полотна, которых художник если и не стыдился, то откровенно пренебрежительно отзывался об изображенном на них. «Опять рисовать эти рожи…» - жаловался Серов. Разве вы не чувствуете в реплике художника его нежелание заниматься «таким» искусством.




Директор Третьяковки, гордясь то ли прибылью, то ли беспрецедентно массовым посещением музея, трубит во всех СМИ о невиданных результатах своего менеджерского опыта, конечно же, западного происхождения. Тут и работа Трегуловой в нью-йоркском музее Гугенхайма припоминается в каждом интервью. И успешная работа ее команды по привлечению спонсоров, по перестройке всей концепции работы старейшего музея страны. А ведь «достижения» выставки Серова могут объясняться иначе. Люди истосковались по настоящему искусству. Люди истосковались по настоящим мастерам, к коим, безусловно, можно причислить Валентина Серова. Именно поэтому наши граждане готовы штурмовать залы Третьяковки. Они уверены, что проверенная классика не подведет.




В справедливости этой моего объяснения можете убедиться сами. Спрос на классику сильно вырос. Например, недавно я была поражена числом слушателей в Малом зале петербургской консерватории, на концерте по теме моцартианы. Уверяю вас, что ещё пару лет назад на концерт подобного уровня пришло бы, как минимум, вдвое меньше людей. Что-то заставляет людей тянуться к высокому. И в первую очередь, люди «идут» на классику, так как уверены, что она не должна обмануть. Поди разберись в новых веяниях искусства, не фуфло ли оно. А вот Моцарт, Достоевский, Серов не обманут. Так рассуждает среднестатистический житель. Но, к сожалению, сегодня это утверждение уже не истина. Так, у нас в Петербурге в прошлом году (в Русском музее!) вдоволь поиздевались над Серовым, устроив выставку с названием в духе постмодерна «Серов. Не портретист». Почему уж сразу «Серов. Не художник»? Очень в современном духе. Чего побоялись-то?




Не верят люди, что в одном из лучших музеев страны могут подать «осетрину второй свежести». Надеются на профессионализм и почти бескорыстную влюбленность в свое дело со стороны старых музейщиков. А они ли сегодня находятся у руля? Сама Трегулова в декабрьском интервью ненароком проговорилась, что выставку Серова, которую начали готовить задолго до ее появления в музее, она своим повелением приказала переделать:

«…я пришла в галерею, когда над выставкой работали не меньше двух с половиной лет, и я не вмешалась в состав выставки ни на йоту. Но мне показался неправильным общий принцип решения экспозиции. Я вмешалась в это радикально, убедила переделать. Чтобы это была выставка, зайдя на которую зритель столбенел от того, что там увидел».

На завершившейся выставке Валентина Серова отсутствовала революционная составляющая творчества художника, что незаслуженно умалило величие мастера. Грядущая выставка в память революционных событий 1917 года, видимо, будет также кастрирована, с удалением даже запаха революции, даже намека на нее. Желающая встраивания России в Запад элитная тусовка умело и с наглостью готова заниматься переписыванием нашей истории в угоду потенциальных западных хозяев даже в сакральных местах нашего государства. «Мы все делаем выставки только на спонсорские деньги», - заявляет Трегулова. А известно, что кто платит, тот и музыку заказывает. По содержанию выставок, прошедших и запланированных, очень наглядно видно, какой банкет хотят видеть спонсоры.

Культура, культурная война, Октябрьская Революция, Революция 1917 года

Previous post Next post
Up