Правило третей

Feb 20, 2016 15:56




Агентство Синьхуа сообщает со ссылкой на "швейцарские СМИ":

...Статистика Deloitte, сформированная по результатам исследования более 500 мировых компаний по разработке и производству нефти и природного газа, свидетельствует, что около 175 компаний столкнулись с угрозой банкротства, общий объем их долгов уже превысил 150 млрд долларов США → http://russian.news.cn/2016-02/17/c_135104304.htm

Итого, около 35% мировых производителей нефти столкнулись с критическим недостатком ликвидности. Что же это треть? Попробуйте перебрать в памяти известные вам нефтяные компании, если вспомнили больше трёх, то есть ли среди них хоть одна на грани банкротства? Маленькие нефтяные компании известны так же мало, как производители фруктов или пластиковой посуды. А ведь в некоторых из них сейчас разыгрываются серьёзные человеческие драмы.

Представление о "каждой третьей" нефтяной компании обманчиво.

Возьмём рейтинг 25 крупнейших нефтегазовых компаний мира по версии Форбс, ни у одной из них нет серьёзных проблем с ликвидностью. Даже у "Iraqi Oil Ministry", насколько мне известно... Казалось бы, 35%, т.е. примерно у 8-9 из 25 должны быть проблемы. Однако их нет. Интересно, почему.

Получается, что риск банкротства распределён неравномерно.

Посмотрим на ситуацию главной жертвы нынешнего кризиса цен на нефть, американскую сланцевую отрасль:

10.12.2015 / Вести Экономика / 18 нефтегазовых компаний в США находятся в процессе подачи документов на защиту в рамках банкротства. → http://www.vestifinance.ru/articles/65323

Часть производителей разоряется, часть, стиснув зубы ждёт, когда цены отыграют и будет возможность "отыграться", вернуть расходы на объёмную и высокотехнологичную инфраструктуру и оборудование, которое на которые потратились во время сланцевого бума. Это те самые "светлые люди" которыми так восхищался Михаил Слободин, помните?

...В марте 2013 года я просто стал свидетелем уже происходящей в полном разгаре революции в области нефти. Ребята за 3 года увеличили добычу нефти в этом штате в 10 раз!!! Без помощи государства (чтобы мы не переоценивали влияние Правительства США), программ стимулирования и всего такого. Это сделали сотни, тысячи предпринимателей, разных компаний - мелких, средних и крупных. Просто потому что это стало выгодно. В силу своего коммерческого интереса и сложившихся условий. → http://slobodin.livejournal.com/96251.html

Тем временем крупные интегрированные холдинги, типа Эксон, спокойно переносят акцент в своей деятельности с добычи углеводородов, на их переработку. И скупают активы. При этом:

...некоторые потенциальные покупатели ждут банкротства слабых нефтяников, чтобы приобрести активы, когда их долги будут списаны, а месторождения подешевеют. В случае списания долгов безубыточная добыча будет возможна даже и при более низких ценах на нефть. «Сейчас нет смысла быть спасителем. Если можно просто получить активы после банкротства, то и спасать никого не нужно», - говорит аналитик FBR & Co. Чэд Мэбри. → http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/01/13/623855-bankrotstva-amerikanskih-neftyanih

Время массовых разорений в западной экономике означает время "свободной охоты" для старых игроков. Особенно таких, у которых за плечами опыт нескольких экономических циклов капитализма (с обязательными периодическими кризисами). Как-то само собой получается, что у них и диверсифицированная система доходов, и свободные ресурсы и доступ к кредитам даже в самый "сильный шторм".

Например, почти весь прошлый год крупнейшая нефтесервисная компания мира гонялась в России за буровой дочкой Лукойла, компанией EDC. А когда хозяева тайги обозначили своё отношение к происходящему, нехотя отказалась от своего замысла, ворча удалилась ...и с досады сожрала одного из близких по профилю коллег, который даже не являлся прямым конкурентом.

К чему всё это? К тому, что в кризис мировая экономика начинает "сама собой" перестраиваться по известному принципу "умри ты сегодня, а я завтра". И треть разорившихся нефтяных компаний, распроданные за бесценок, позволят подольше продержаться тем, которые успеет за бесценок скупить их инфраструктуру. Представьте себе меру экономии на капитальных затратах.

Если "медвединг" нефтяных цен продолжится (а мы не видим, по крайней мере в аналитике, никаких факторов, которые сработали бы на подъём), то настанет очередь "средних" компаний, и Deloitte вбросит про 50% нефтяных компаний на грани банкротства. Дальше соотношение может стабилизироваться, а динамика сместиться на вторую цифру: не 500, а 400 мировых производителей, потом 300 и тд.

Грубо говоря, нижняя треть списка нефтяных производителей (отсортированная по объёму и себестоимости добычи) постепенно становится пищей для верхней трети. В пределе, чем дольше продержится нефтяной демпинг, тем меньше нефтяных компаний должно остаться на планете. Кризис в капиталистической системе означает, что кто-то должен умереть.

Так что, в принципе, нам и не обязательно знать, есть ли там ещё кто-то за пределами топ-25 по версии Форбс. Это продуценты, пища для румяных крепышей из верхних строчек.

кризис, экономика, нефть, экономическая война

Previous post Next post
Up