Маркс о человеке и предметах

Jan 19, 2016 20:09



Прочитала тут, что 62 самых богатых человека владеют половиной состояния на планете (на планете нашей проживают около 7 миллиардов людей).Причем разрыв между богатейшими и беднейшими слоями населения резко возрос за последние 12 месяцев. При этом, по предположению исследователя потребительства Энгуса Дитона и психолога Даниэля Канемана, для того, чтобы деньги перестали приносить счастье, нужно иметь доход немногим больше 6 тыс. долларов в месяц.

Меня спросят - почему же я, придерживаясь коммунистического мировоззрения, основанного на всеобщем самосознании, являясь сторонником фроммовской концепции «быть», а не «иметь», обращаю внимание на такие «низкие» материи, как доход, потребление и богатство? Напомню, что Маркс считал человека предметным существом, непредметного существа вообще не может быть: «Непредметное существо есть невозможное, нелепое существо». Маркс очень подробно описывал, почему при определенном недостатке предметов человек не может развиваться в человечную сторону: «Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, а существует только ее абстрактное бытие как пищи: она могла бы с таким же успехом иметь самую грубую форму, и невозможно сказать, чем отличается это поглощение пищи от поглощения ее животным. Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу; торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала; у него нет минералогического чувства».

По Марксу, человечество нужно освободить не от предметов, а от частной собственности, убивающей в человеке человечное, заменяющей все чувства в человеке чувством обладания. Предметы же человеку необходимы для развития. «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы».  Причем, Маркс имеет ввиду не только развитие эстетических чувств, но и развитие человеческой сущности природы человека, которая существует только для общественного человека: «Мы видели, как при предположении положительного упразднения частной собственности человек производит человека - самого себя и другого человека; как предмет, являющийся непосредственным продуктом деятельности его индивидуальности, вместе с тем оказывается его собственным бытием для другого человека, бытием этого другого человека и бытием последнего для первого». Описывая освобождение человеческих чувств и свойств при таком уничтожении частной собственности, Маркс пишет, что пользование вещью утрачивает свою эгоистическую природу, а чувства и наслаждения других людей становятся собственным достоянием человека.

Итак,  в мире увеличивается неравенство по доходам. А между тем, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников утверждает, что «вопрос неравенства по доходам в современном мире сейчас считается одним из главных структурных ограничений устойчивого роста мировой экономики». И тут уже неважно, чем именно ограничивается рост мировой экономики - вопросом о неравенстве, препятствующим консолидации усилий по росту, или самим неравенством, мешающим этому росту за счет того, что средства направляются в неэффективную для роста сторону. Первое связано со вторым неразрывно (я вообще сторонник интегральной оценки влияния чего-либо). Я привожу мнение эксперта для тех прагматиков, которые  будут настаивать, будто бы капиталистический способ производства эффективен для роста всеобщего благосостояния и потому якобы будет работать для развития человеческих качеств через увеличение количества предметов.

Ps/Недавно по радио слышала, что в Петербурге 60 тысяч бездомных - и это при наличии в ночлежке всего 52 мест! И что среди них тех, кто является бомжом и кому нравиться такой образ жизни, - мизерное количество. Т.е. 60 тысяч человек стали бездомными вовсе не по своему желанию, они не имеют возможности в нужное им время беспрепятственно вымыться, согреться, уединиться для чтения, позвать кого-либо в гости… На мой взгляд, такое положение вещей - неприемлемая цена построения капитализма с точки зрения Человека. Она допустимая лишь для существ, считающих себя разумными животными.

капитализм, Маркс, коммунизм, человек

Previous post Next post
Up