15-го декабря 2015 года ИА "Регнум"
выпустил достаточно едкий материал насчёт несостоятельности нашей дипломатии в Латинской Америке. Победа проамериканской оппозиции в Венесуэле ставит под вопрос контакты (и контракты) нашего ВПК и Роснефти в этой стране, избрание Маурисио Макри в Аргентине не сулит ничего хорошего, а катастрофическое падение рейтинга Дилмы Руссефф в Бразилии вообще ставит под вопрос состоятельность БРИКС как альтернативу "однополярному" миру. В этой ситуации Регнум заочно "пытает" представителя МИД неудобными вопросами.
15 декабря вышло в свет интервью РИА «Новости» с директором Латиноамериканского департамента (ЛАД) МИД РФ Александром Щетининым. Дипломату был задан ряд острых вопросов по итогам выборов в Аргентине и Венесуэле, которые закончились победой оппозиции, по ситуации с БРИКС, по развитию отношений с Кубой и не только. А также: «Идет ли борьба в регионе между Россией и США»?
Спасибо за фактуру. Почему-то возникает ассоциация с брифингами Государственного Департамента США с их знаменитыми острыми вопросами и не менее знаменитыми ответами.
Прямого ответа на вопрос, что же будет с БРИКС, учитывая начало процедуры импичмента главного локомотива этого объединения в регионе - президента Бразилии Дилмы Руссефф, увы, так и не было дано. А. Щетинин заверил, что МИД РФ поддерживает отношения со всеми политическими силами, «независимо от окраса». Никаких конкретных примеров поддержания контактов с «разноокрашенными политиками» в интервью дано не было. И даже если диалог с оппозицией в той же Бразилии выстроен на «отлично», то возникает вопрос: «А этой оппозиции БРИКС вообще нужен»
Отметим, что и Регнум и представитель МИД мыслят в одной парадигме: "наши против американцев". Острый вопрос Регнума подразумевает, что оппозиции БРИКС не нужен, так как является антиамериканским (антисевероамериканским блоком), а оппозиции дружественными России режимам в Латинской Америке все как на подбор проамериканские, а значит антирусские.
Говоря о Венесуэле, директор ЛАД МИД РФ посетовал на возникшие «неожиданности»: «Совершенно неожиданно началось обострение отношений Венесуэлы с ее соседями. Да, в Латинской Америке есть застарелые территориальные споры, но тут, в такой сложной ситуации, они совершенно неожиданно начали кристаллизовываться и приобретать дополнительные импульсы. Или, например, четко начала проводиться мысль о том, что легитимность выборов могут удостоверить якобы только международные наблюдатели. Хотя, естественно, по любому законодательству и любой конституции носителем суверенитета является народ». Несмотря на «парад неожиданностей», настроен руководитель направления оптимистично, полагая, что оппозиция ничего не будет менять во взаимоотношениях с Россией. Откуда такая уверенность - осталось дипломатической тайной. Учитывая, что Посольство России в Каракасе даже с социалистами не особо вступает в прямые контакты, кроме протокольных мероприятий, то большие сомнения вызывает такой оптимизм.
Здесь хочется сразу оставить за скобками попытку "псакизации" представителя дипломатического ведомства, пусть она будет на совести автора обзора, мотивы его мне неизвестны, хотя эмоции, на фоне проигранной дипломатической кампании, в целом понятны.
Содержательная часть комментария отсылает к возможности и желанию России контактировать с социалистами в колыбели Боливарианской революции. А поскольку этого желания не просматривается, градус раздражения повышается. Между тем Россия де-факто не является социалистической страной. Иначе мы бы совершенно иначе строили отношения и с Чавесом и с Фиделем Кастро уже очень много лет назад. И политическая карта была бы совершенно другой.
Для меня большой вопрос, возможен ли на практике социализм без идеологической основы. Напомню, что согласно текущей российской конституции, мы являемся социальным государством без доминирующей идеологии. Для сравнения, социализм Чавеса опирался на национально-освободительную идеологическую традицию, восходящую к Симону Боливару. Кубинский и китайский социализм "запитан" от коммунистической идеи.
С учётом всего этого не очень понятно, в чём суть нашего противостояния с американцами в Южной Америке. В чём принципиальная разница между противниками?
Журналисты пытают представителя МИД вопросом «Идет ли борьба в регионе между Россией и США?»
Как вы думаете, имеет ли смысл ждать вразумительного ответа от госчиновника современной Российской Федерации? Какие у нас принципиальные внешнеполитические отличия от США? Американцы мучают мир, и особенно своё "южное подбрюшье" империализмом. Россия перешла к защите своих интересов (безопасности) на дальних рубежах (Сирия). В чём принципальное отличие, ради которого можно снести гигантское транспортное плечо, культурные различия, экономические обязательства?
Постсоветская идентичность строилась "под Европу" с лейтмотивом "мы такие же люди как вы". Мы стремимся показать американцам, что мы равные и нас необходимо воспринимать в этом ключе. Но какой интерес такая позиция может вызывать в Латинской Америке, чем русские гринго для них лучше американских?
История Уго Чавеса и уходящих лидеров Латинской Америки чётко показала, что народы этого континента, так же как и наше население, колеблются между двумя мотивационными полюсами: личным благосостоянием и идеологией общества. Устав о либеральной вакханалии венесуэльцы избрали антиамериканского лидера с сильной социальной программой. Однако за пятнадцать лет эта мотивация выдохлась и адресация к кошельку, отказу от обременений и "заживём как в Штатах" снова взяла своё.
Россия не может предложить Латиноамериканским странам приток инвестиций и прочие северо-американские пряники, при этом внятной идеологической разницы с США не просматривается. У нас же нет идеологии. Но есть интересы. Где то зачем, ради которого можно вынести любое как?
На что Россия может сделать ставку в своей латиноамериканской политике. На толерантность, типа "мы никого не ущемляем"? Все понимают, что это не совсем аутентичная "песенка". Плюс, давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения латиноамериканца: "Нас ущемляют США, вы никого не ущемляете, значит вы не будете ущемлять американцев. Или не сможете, потому что они ближе и богаче. Как ни крути, результат тот же."
Может мы готовы тянуть крупные экономические инфраструктурные проекты, как китайцы? Без идеологической подоплёки. У нас нет таких экономических мощностей: мы пока не отмечались в строительстве каналов, дорог, мостов за океаном. Всё может быть, но пока ничего нет. Нефть с газом привязана к нашей территории, да и не интересна той же Венесуэле. Строительство АЭС в регионе похоже пока не очень актуально.
Интересно, когда наши элиты наконец сообразят, какой мощный козырь они снесли, отказавшись от идеологии, вместо того, чтобы развить её?
Тема контактов с новой властью прозвучала и в ответах на вопросы, касавшиеся Аргентины. «Для нас люди, которые пришли к власти в Аргентине, - не незнакомцы. Хотя бы потому, что трудно развивать отношения со страной, не развивая их с ее столицей, а, как известно, на протяжении последних лет Маурисио Макри был председателем городского правительства Буэнос-Айреса. В качестве примера приведу ежегодно проводимый нашими соотечественниками на улицах Буэнос-Айреса при поддержке городских властей весьма широкий и представительный фестиваль славянской культуры «Матушка Русь», - заявил Александр Щетинин.
Регнум комментирует:
Сложно сказать, насколько МИД России может опираться во взаимоотношениях с новой властью Аргентины и лично с Маурисио Макри на фестиваль «Матушка Русь». И может ли это мероприятие стать реальной опорной точкой диалога. Во всяком случае, российские соотечественники - основная целевая группа, которая участвует и в организации, и в проведении этого Фестиваля - весьма иронично отзывается в социальных сетях об его уровне. А Председатель Координационного совета соотечественников Аргентины Леонардо Голованов дал весьма скептические прогнозы на предмет развития российско-аргентинских отношений при новом Президенте Маурисио Макри в интервью Правда.ру. Более внятных примеров «давнего диалога» российского МИД РФ с оппозиционными силами Аргентины, чей кандидат в Президенты победил на выборах, предъявлено не было. →
http://regnum.ru/news/polit/2036738.html И тут мы подходим к главному: сфере культуры. Вы никогда не задумывались о том, почему эмигрантская, зарубежная русская культура не даёт полноценных всходов? Мы видим диаспоры с постоянно сужающейся собственной культурной средой. В третьем поколении это уже ассимилированные жители стран-реципиентов. Может быть с чуть более светлыми глазами и более мягкими чертами лица, но никак не независимые носители великой русской культуры.
Наша культура на данном этапе своего развития никак не превращается в "кочующий очаг высокой цивилизованности" (
термин, введённый С.Е. Кургиняном в книге "Судьба гуманизма в XXI столетии). Оторванная от родной почвы русская культура неизбежно захиревает. Возможно это связано с тем, что необратимой утраты не произошло: Россия продолжает существовать и эмигранты вынуждены акцентироваться на отрицании, чтобы обосновать своё "невозвращение". Поэтому не рождается любовных песен "…об Аркадии своей", и настоящей воли нести "знамя земли своей... через миры и века".
Возможно, русская культура ещё не дозрела… Не знаю. Но в Европе и Северной Америке всегда находится один или несколько исторических музеев, где представлена история западного КОВЦ, от древнего Египта до наших дней, с обязательными мумиями, греческими статуями и всеми остановкам. История же русской ветви европейской цивилизации, как мне кажется даже у нас не собрана воедино. В головах - точно. Конечно, откуда взяться энергии для скрупулёзного сбора реликвий и текстов раз Россия ещё есть. Какой смысл хранить её в памяти, когда она ещё жива?
Думаю, что рано или поздно оформлять русскую культуру до компактной герметичной формы, до кочующего очага высокой культуры всё равно придётся. И даже не обязательно в связи со смертью державы. Человечеству предстоит странствие за пределы планеты, а значит связь (тут что положительная, что отрицательная…) неизбежно прервётся. Но это дело гипотетическое, хотя
мысленно русский народ давно готовится.
Заглянув в космос, вновь опустим очи долу:
И, наконец, директор ЛАД МИД РФ Александр Щетинин вовсе не поддерживает «народные иллюзии», что Россия намерена выгнать США с «их заднего двора» - из стран Латинской Америки. Более того, ни о какой борьбе между Россией и США за влияние на Латинскую Америку речи, оказывается, нет. «Я не могу говорить за Соединенные Штаты, но у нас своя повестка дня в регионе. У нас есть свой подход к латиноамериканцам, и мы видим, что этот подход ценится. Мы не пытаемся там ни с кем соперничать - и политическая, и экономическая, и гуманитарная ниша в регионе очень широкая, и нам есть, что предложить латиноамериканцам», - уверен Александр Щетинин. ->
http://regnum.ru/news/polit/2036738.html По-моему, мы сходим с Регнумом в том, что в последнем пассаже Александр Щетинин неправ. На самом деле, нам нечего предложить латиноамериканцам. Континент погружён в несколько измерений неклассических войн с США. В этой ситуации появление актора который "не пытается ни с кем соперничать" может вызвать либо недоумение, либо раздражение.
Факт в том, что свои позиции в Латинской Америке Россия потеряла. И Россия их не вернёт пока не выработает глобальный стратегический ответ по мировой повестке дня. Речь об реабилитации государственной идеологии и мобилизации народа, что в свою очередь невозможно без кардинальной трансформации элиты. Пока всего этого нет, остаётся только ждать, пока латиноамериканцы снова устанут от правых, проамериканских лидеров и двинутся влево, пока появятся антиамериканские лидеры и придут к власти. При том, что нет особых оснований ожидать, что политические процессы в Южной Америке будут пущены Америкой Северной на самотёк.