Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» рассматривал это самое общество в контексте его врагов неслучайно. Хотя он утверждал необходимость врагов для существования «тоталитарного общества», обыкновенная логика позволяет заключить, что для открытого общества враг не менее и даже более важен, в противном случае общество людей с разными целями и интересами, порой несовместимых, сложно объединять.
А объединение для людей является насущной потребностью.
Психологи
утверждают, что «...человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают "свои", что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии» (Абрахам Маслоу). Вплоть до того, что объединение в преступные банды среди молодежи может быть вызвано именно тягой к объединению. Маслоу писал: «У меня складывается впечатление, что цементирующим составом какой-то части подростковых банд - я не знаю, сколько их и какой процент они составляют от общего числа - стали неутоленная жажда общения, стремление к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого».
Ярким проявлением такого объединения стало объединение людей на украинском майдане: известно, что многие участники майдана приходили туда «за компанию» и оставались, увлеченные возникшими чувствами. Интернет пестрил сообщениями, в которых протестующие делились эмоциями о том, какое чувство
единения царит на майдане. Эмоции, возникающие при этом, мешали адекватно оценивать происходящее. Цели майдана, отсутствие информации о будущем, противоречие между заявлениями лидеров майдана о независимости и их нескрываемой зависимостью от внешних сил, антигуманные действия участников майдана - все это уходило на задний план перед ощущением себя частью коллектива.
В результате миловидные девочки разливали коктейль Молотова в бутылки в полной уверенности, что они делают нужное для общества дело. И совсем не задумывались о гуманности и правомерности действий тех, кто затем эти коктейли использовал, метая в живых людей. В фашистских традициях людей поджигали заживо - людей, чья «вина» состояла только в выполнении служебного долга по поддержанию общественного порядка (служащих «Беркута» в Киеве) или в выражении другого мнения об устройстве своей Родины (Дом профсоюзов в Одессе).
Какие еще, кроме общего врага, могут быть причины для объединения в обществе? Одним из факторов объединения людей могут быть общие цели. Антон Макаренко, наблюдая за своими воспитанниками, подметил, что при отсутствии общих целей энергия трудных подростков выливается в конфликты и агрессию. Когда же появляется общая цель, то вся эта энергия направляется на достижение цели. Однако общие цели при индивидуалистическом мировоззрении сложно сформулировать именно из-за утверждения полной свободы индивидуумов при их несомненном разнообразии. Цели разные, интересы разные. При капитализме, основанном на конкуренции людей, происходит столкновение разных воль. Нежелание «свободных» индивидов приспосабливаться к окружающим людям вынуждает регулировать отношения между людьми не морально-нравственными принципами, а прописанным законом - общественным договором, прошедшим определенную процедуру утверждения.
Я вижу только две возможности объединения больших масс людей при капитализме. Первая - это та, которую Поппер рассматривает для закрытых («тоталитарных») обществ, а именно - наличие общего врага. Вторая основана на стремлении людей принадлежать к определенной социальной группе. Поскольку интересы членов общества у всех разные, то единственной объединяющей причиной может являться нечто, отличающее членов группы общества от других. Причем, чтобы объединение было естественным, это отличие должно быть окрашено в положительное чувство удовлетворения принадлежности именно к этой группе, а не к какой-либо другой, т.е. основано на утверждении превосходства этой группы над другими группами (обществами). Ярким проявлением такого фактора объединения является объединение народа на основе утверждения расового превосходства. Мир наблюдал его при развитии фашистской Германии. Однако Гитлер был не первым, кто использовал идеи расового превосходства для объединения людей. Более мягко, но зато и более длительно такие идеи
развивались в Великобритании.
Что будет, если мир продолжит идти по капиталистическому пути развития? В случае продолжения развития индивидуализма мир сгинет в мировой войне. Ведь когда все ищут извне врага, то рано или поздно врага начинают уничтожать, а при нынешних технологиях мировая война будет пострашнее, чем первые две. А в случае поворота на коллективистское мировоззрение при догме аристократизма в природе и в обществе мир скатится в гностическое устройство с избранными и второсортными обществами (и необязательно дифференциация будет идти по расовому признаку). Так что будущее при капитализме неприглядно. Пора поворачивать на коммунистические рельсы - на коллективистское начало со свободным развитием каждого как условием свободного развития всех. При усвоении
формулы равенства Я=Я у человечества могут возникнуть общие цели - а значит и объединение людей будет гуманное.