Когда в универе у нас был курс литературы 18 века, преподаватель сказал нам: «Если бы Даниэль Дефо знал, что его «Робинзон» будет восприниматься как детский приключенческий роман, он бы рвал на себе волосы. Потому что писал он совершенно серьезно». Дефо и правда не сочинял лихую историю для буйных юных голов. Он ставил эксперимент, пытаясь понять, как будет вести себя цивилизованный человек в оторванных от цивилизации условиях, как он останется в них человеком прогресса и попытается обустроить мир вокруг себя.
Знаменитый персонаж Даниэля Дефо, добрый Робинзон Крузо, всегда был и будет образцом поведения человека в трудных обстоятельствах. Трудолюбивый, не теряющий надежды, благоразумный, но мечтательный. Несмотря ни на какие трудности и опасности, живущий на планете Земля, как у себя дома.
Этот человек всю жизнь стремится к богатству, затевает различные проекты, добивается в них успеха, проваливается, но никогда не сдается. Его жизнь - это настоящая светлая ода капитализму, капитализму просвещенному и гуманному, такому, каким он мог бы быть на благо людям. Почему же именно капитализму?
Робинзон Крузо с детства твердо знает одно: окружающий мир - это такое место, где Труд извлекает из Природы все существующие блага. Всё в этом мире просто обязано творчески служить трудовой инициативе человека, обладающего двумя священными книгами - Библией и бухгалтерской.
Знаете, как начинает свою жизнь на острове «бедный Робин Крузо»? Он горько тоскует, порой впадает в отчаяние, и однажды, чтобы помочь себе справиться с этими переживаниями, пытается доказать, что все не так плохо. Он берет перо, лист бумаги, делит его пополам, левую колонку называет «худо», правую «хорошо», и вот что у него получается:
«Я заброшен на унылый, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись. - Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.
Я удалён от всего человечества; я пустынник, изгнанный навсегда из мира людей. - Но я не умер с голоду и не погиб в этой пустыне.
У меня мало одежды, и скоро мне нечем будет прикрыть наготу. - Но климат здесь жаркий, и можно обойтись без одежды.
Я не могу защитить себя, если на меня нападут злые люди или дикие звери. - Но здесь нет ни людей, ни зверей. И я могу считать себя счастливым, что меня не выбросило на берег Африки, где столько свирепых хищников.
Мне не с кем перемолвиться словом, некому ободрить и утешить меня. - Но я успел запастись всем необходимым для жизни и обеспечить себе пропитание до конца своих дней».
Четыре раза подряд, разными словами, здесь сказано одно и то же: «Я оторван от всех людей и брошен на этот остров. Но со мной орудие и материалы, созданные людьми. Оторванный от людей, я как бы умер, но как зерно, попавшее на добрую почву, могу принести много плода».
Остров дик, исследовать и облагородить его - вот задача, которую ставит себе Робинзон. Ему мало охоты и собирательства, он заводит правильное сельское хозяйство, животноводство и земледелие. Ему мало одного жилища, он строит себе основную резиденцию, дачу и склады. Домашние животные в штуку (или всерьез?) воспринимаются им как его подданные, а он, соответственно, как царственный повелитель этого острова. Всё окружающее защищено Робинзоном от враждебных сил природы и приведено, насколько это возможно, под его власть. Даже будучи оторван от общества, он живет так, как будто до сих пор остается его ответственным членом.
И вот он встречает другого человека. Дикаря, которого он «приручит» и назовет Пятницей. Сразу интересно, что это не просто дикарь, а один из сыновей вождя племени с материка. Забота о нем - это забота, приличествующая белому человеку о любых отсталых в историческом плане народах.
Пятница воспринимает Робинзона как героя мифов. Он учится у него владеть новыми инструментами, заботится о новом, необычном для него хозяйстве, и горит желанием познакомить с этими новшествами свое племя, подняв его на высокую ступень науки и техники.
И, наконец, апофеоз трудов Робинзона - его возвращение к европейцам. Это - целая драма, разыгрывающаяся на острове как в театральных декорациях. Робинзон и Пятница отбивают от пиратов корабль, на котором вспыхнул бунт. При этом, чтобы придать себе вес в глазах пленных пиратов, Робинзон представляется «европейским губернатором острова». Но это - в некотором смысле действительно так: его трудами остров на самом деле стал кусочком «белой цивилизации», заброшенном далеко от берегов Европы.
Такой вот прекрасный человек. Человек, идущий по планете Земля, как труженик. Живущий трудом рук своих и облагораживающий природу и людские отношения вокруг себя.
Сегодня ситуация в Европе совсем другая. Нынешний Робинзон происходил бы из мира ужасающего капитализма (старые слова о «разлагающемся Западе» уже не кажутся пропагандистской формулой), несущего с собой упадок нравов и презрение к труду. Мира, который отдал весь труд китайцам, отдал как нечто неприличное, не достойное белого человека. Робинзон Крузо - настоящий праведник капитализма. Жаль, что в Новом мире элитой стали люди, противоположные ему. А сам Робинзон стал восприниматься как забавный персонаж детско-юношеской книжки, - которая получает неожиданно новое прочтение во взрослом возрасте.