Общий знаменатель коммунизма, православия и национализма

Nov 20, 2015 13:30



Встречаю иногда рассуждения, будто нельзя в одну телегу впрягать «коня и трепетную лань». Будто нет возможности соединять «несоединимое» - коммунизм, православие и национализм. Так рассуждают только если не видят общий знаменатель :) Но если суслика не видно, это не значит, что его нет.

Хочется отметить, что впрягать в телегу сложно, однако совместное использование коня и лани вовсе не заказано! Очень хорошо помню, как мое участие в попытках сдвинуть катер, севший на мель, вдруг возымело успех. Несколько мужиков двигали его безрезультатно. Но когда подключилась я с моим мышиным весом, катер сдвинулся с места. И тут не важно, что дало нужный толчок - моя мизерная составляющая в общем векторе или какой-нибудь синергизм совместных усилий.

Есть общий знаменатель у мировоззрений, перечисленных в названии этого поста, - коммунизма, православия и национализма. Это равенство людей. В коммунизме это всеобщее самосознание по Марксу (я=я). В православии заповедь «возлюби ближнего как самого себя». И равенство это никак не противоречит национализму (если, конечно, имеется ввиду здоровый национализм, а не нацизм). Как писал Ленин, свержение интернациональной буржуазии даст возможность развиться всем нациям без исключения, «не уменьшая этим, а в миллионы раз увеличивая "дифференцирование" человечества в смысле богатства и разнообразия духовной жизни и идейных течений, стремлений, оттенков». Реализация формулы я=я в пределах нации увеличит потенциал нации за счет усложнения отдельных элементов, которые при капиталистическом подходе, обусловленном зависимостью развития от наличия денег (многоэтажное человечество), вынуждены пребывать в неразвитом состоянии. Следует иметь ввиду, что коллективизм, на который опирается коммунизм, вовсе не означает приведения всех членов общества к одинаковому виду. Равенство - это не тождество, оно не означает формирования отдельных индивидов под копирку. Маркс писал, что «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни»

В общем, хочется напомнить критикам синтеза православия, коммунизма и национализма: синтез это не тупое складывание гвоздей с яблоками. Не скрещивание железа с едой. Это использование гвоздей и яблок по назначению, но во имя общей цели. Кстати, на свете возможно многое, что некоторым и не снилось - например, гальванический элемент из яблока, меди и цинкового гвоздя. Железо входит в состав яблок. К чему это я? К тому, что не стоит опираться на догматы. Многое из того, что раньше казалось немыслимым, в будущем оказывалось вполне реальным.

национализм, православие, коммунизм

Previous post Next post
Up