Кинематограф, имеющий доступ и влияние на огромную многомиллионную аудиторию, давно стал одним из самых эффективных средств пропаганды. Когда мы говорим о детской аудитории, то речь уже идет не только о пропаганде (распространении определенных идей), но влиянии на развитие личности ребенка. Влияние может быть как непосредственным, через предложение детям художественных образов для подражания, так и косвенным, через корректировку социокультурных норм родителей и общества в целом.
Я попыталась проследить, как разрушается образ с семьи, родителей, образ мужчины и женщины в голливудской продукции для детей.
Про разрушение образов мужчины и женщины я писала в статьях
Уничтожение мужественности и
Уничтожение мужественности-2 и в последней
статье на эту тему
А в данной статье я приведу небольшой статистический анализ американской кинопродукции, вышедшей в 2015 году. Для него я взяла кинокартины, вышедшие с января 2015 года, и отвечающие следующим критериям: это голливудская продукция, имеющая рейтинг наиболее безопасной продукции для детей: 0+ и 6+. Всего в 2015 году вышло 8 картин. Проанализируем их и посмотрим, как в них разрушается образ традиционной семьи.
Как видно из таблицы, в детских кинофильмах систематически показываются неполные семьи. Только в двух фильмах из восьми показана полная семья. Один из этих фильмов это «Золушка» - классический сюжет, классическая постановка. Во втором фильме («Головоломка») полная семья, которую детям демонстрируют, все-таки имеет червоточину. Сначала нам вроде бы показывают теплые супружеские отношения, но позже оказывается, что мама считает мужа рохлей и втайне мечтает о настоящем мачо. То есть шестилетним детям показывают без осуждения, как нечто само собой разумеющееся, что мать, пусть в фантазиях, но предает мужа.
Во всех остальных фигурируют неполные семьи, в которых дети живут с одним из родителей, либо родители живут без детей (при этом они вполне счастливы, а о том, чтобы родить детей они даже и не думают).
*В фильме «Миньоны» в качестве второстепенных персонажей, в течение очень непродолжительного времени также показана полная семья, и даже отношения в семье в каком-то смысле можно назвать тесными, но самое главное, что это семья преступников и психопатов.
В итоге получается, что семи картинах из восьми дети вообще не получают образа нормальной семьи: она либо неполная, а если это полная семья, состоящая из родителей и детей, то это семья нездоровая (семья психопатов) или с нарушенными внутрисемейными связями.
У главного героя в фильме «Губка Боб» вообще нет семьи, он ее и не ищет. Это тоже подается детям как образец нормы. Интересно рассмотреть образ «семьи» одного из второстепенных героев. У него в качестве жены выступает компьютер. Это крайне нездоровая, очень патологическая модель псевдо-отношений встречается в детских фильмах уже не раз.
Мы можем долго рассуждать о необходимости сохранения традиционных ценностей, но после наших рассуждений дети идут в кино, и там им очень ярко и талантливо говорят о том, что отсутствие нормальной семьи - это, в общем-то, неплохо. Что наоборот, есть в полных семьях что-то нездоровое. Вот такая искаженная реальность транслируется детям. И если мы, взрослые, видя разрушенные и неполные семьи, понимаем, что с ними приключилась беда, что развод - это всегда трагедия, что это НЕ норма, то дети этого понять самостоятельно не в состоянии. Они начинают воспринимать подобное явление как норму. Ведь взрослые дяди и тети им в кино показали, что это норма.