Все пропагандисты ЕГЭ неустанно повторяют, что единый экзамен победил коррупцию при поступлении в вузы. ЕГЭ теперь «честный», поступить можно только по его результатам, коррупции нет и быть не может.
Так ли это? Давайте обсудим то, что знает каждый школьник, старающийся поступить в престижный вуз.
В приемных комиссиях лучших учебных заведений хорошо известна аббревиатура БВИ, которая расшифровывается «без вступительных испытаний». Обладателями такого мандата являются победители вступительных олимпиад, количество которых (олимпиад) приближается к сотне. Диплом победителя дает право автоматического зачисления практически в любой вуз соответствующего профиля. Призеры получают сто баллов за соответствующий ЕГЭ. Победители и призеры составляют порядка 10% от числа участников. Общее число участников этих олимпиад (а к ним привлекают школьников, начиная с 5 класса) составляет 1.2 миллиона! (Весь школьный выпуск вдвое меньше.) По форме проведения заключительные туры этих олимпиад представляют из себя классические вступительные экзамены, которые проводят преподаватели вузов без камер видеонаблюдения, металлоискателей и прочих атрибутов ЕГЭ. Однако следует заметить, что списать там гораздо сложнее, чем на едином экзамене, потому что сами организаторы заинтересованы в честности испытаний (в отличие от ЕГЭ).
Все ведущие вузы проводят свои вступительные олимпиады (Высшая школа экономики Я.Кузьминова - в том числе). Есть ли там коррупция? Где-то есть, разумеется. Её формы и масштабы самые разные. Например, финансово-экономический университет одной из наших столиц делал так: всех победителей первого тура (олимпиады по правилам Минобра должны проходить в два этапа) приглашали на платные очные курсы для подготовки ко второму. Плата за участие - 10 тыс. руб, объем занятий - одна лекция (полтора часа), реальное количество участников - порядка 200. Можно не платить и не участвовать, но на этой лекции излагается «демоверсия» заданий второго очного тура. Таким образом, «особо одаренный» лектор совершенно официально «зарабатывал» за пару 2 млн. руб.
О традиционных формах взяточничества упоминать не будем, о них и так все знают.
Мы поднимаем эту тему не потому, что вступительные олимпиады - это плохо. Напротив, именно благодаря им наше образование все еще держится в какой-то степени на плаву. Охватывая массу школьников, олимпиады задают для них иные ценностные ориентиры, соответствующие нашим образовательным традициям и отличные от натаскивания на шаблонные задания единого экзамена. Заметим, что очные туры ряда олимпиад проходит в устной форме, в виде обычного диалога экзаменаторов и экзаменуемых. Вузы тратят огромные собственные финансовые и человеческие ресурсы на проведение этих мероприятий, потому что качество набора по ЕГЭ их категорически не устраивает.
Нас интересует, почему о наличии олимпиадного способа поступления в вуз сторонники ЕГЭ дружно молчат? Ведь это абсолютно антиегэшная система, с «коррупцией», «субъективизмом» в оценках и прочими недостатками, которые «победил» ЕГЭ. И система МАССОВАЯ, с охватом более миллиона человек.
А молчат потому, что вступительные олимпиады - это компромисс, с помощью которого вывели из борьбы с ЕГЭ ректоров ведущих вузов. И еще потому, что ликвидация олимпиад - прямая смерть нашего образования. Президент, похоже, понял это, судя по высказываниям, в которых он касался данной темы.
Подводя итог, можно сказать, что прежняя (проклятая!) система приема в вузы у нас сохранена. Для желающих. Потому что без этого стране не выжить.
А массам впаривают сказку о благах ЕГЭ, о побежденной коррупции и об увеличении приема провинциалов в столичные вузы. Забывая при этом сказать, что выпуск школ за последние годы из-за демографического обвала 90-х почти сравнялся с количеством бюджетных мест.
Источник:
http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_2764