СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЕГЭ-2015 ПО МАТЕМАТИКЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Jun 21, 2015 23:48


О том, как Минобр убивает инженерное образование.

Мы будем использовать статистику по Республике Карелия (это один из немногих регионов, публикующих полные данные, см. http://ege.karelia.ru/Default.aspx?pageid=18254). На прилагаемых ниже диаграммах приведены распределения первичных баллов ЕГЭ-2015 по русскому языку и математике (профильный уровень). Оба экзамена являются обязательными конкурсными на все инженерные специальности. О том, что подготовка высококвалифицированных инженеров - задача первостепенной важности, повторять нет необходимости.

Русский язык. Всего первичных баллов 56. В диаграмме отсутствуют столбцы, соответствующие значениям в 0,1,2 и 4 первичных балла, поскольку их не набрал никто. Под каждым столбцом стоит соответствующий тестовый балл, таким образом, на диаграмме фактически представлена и шкала пересчета. Отметим, что максимум высоты столбцов смещен в сторону очень больших значений первичных баллов. Это говорит о том, что все задания экзамена доступны школьникам и успешно ими осваиваются. Характерной особенность шкалы пересчета является увеличение цены первичных баллов в её заключительной части. Так, например, недобор 6 первичных баллов приводит к оценке 84 (минус 16 тестовых). И, тем не менее, рубеж в 90 баллов перешагнули 205 карельских выпускников (из 3490).

(Для корректности изложения стоит напомнить, что результаты ЕГЭ по русскому в основном характеризуют способность сдавать этот ЕГЭ и очень слабо - владение русским языком.)

Математика. Первичных баллов - 34. На диаграмме присутствуют 6 лишних столбцов высоты 1 (4, 12, 16, 20, 24 и 53 тестовых балла; вероятно, они попали туда из результатов досрочного экзамена, что проводился весной с иной шкалой пересчета баллов), которые следует исключить. Останется 28 столбцов из 35 возможных (от 0 до 34). Отсутствуют семь! Причем «дырки» не слева, как в русском языке, а строго справа, в районе наибольших баллов. Все минимальные значения представлены, в том числе и 0, а ведь это профильный экзамен, который сдает наиболее мотивированная часть выпускников для поступления в вуз. Максимальная высота столбцов приходится на зону от 6 до 10 первичных баллов и при этом 10 первичных дают в итоге 50 тестовых (половину!). И дело здесь не в простой арифметике, что 10 из 34-х - явно не половина. Дело в том, что эти баллы получают за примитивные задачи-одноходовки, которые требуют вычислительных навыков не выше 5 класса и знаний простейших алгоритмов их решения. Весь бывший блок В (14 заданий) оценен в 68 тестовых баллов!

После 18 первичных баллов статистика по математике срывается вниз и быстро затухает на нуле. Это говорит о том, что значительная часть заданий «творческого блока» недоступна подавляющему большинству школьников в принципе. При этом недобор 10 первичных баллов дает оценку 88, недобор 7 - 94! Сравните с русским языком. Рособрнадзор всеми силами старается натянуть баллы по математике. И каков результат?

Рубеж в 90 баллов в Карелии преодолели 3 (ТРИ!) человека против 205 по русскому языку.

Содержание и способ оценивания единого экзамена оказывают мощное воздействие на весь образовательный процесс, ибо баллы вступительных ЕГЭ стали целью и смыслом образования для очень многих. Внедренная в этом году система оценок делает бессмысленным для школьника (а также учителей и репетиторов) осваивать сложные математические разделы, которые при огромных усилиях дают ничтожный итоговый результат. Причем сразу можно предсказать, какие разделы математики «пойдут под нож». Это геометрия. Полностью и целиком, исключая примитивные тесты «блока В». В «творческой части» (С) ЕГЭ геометрия представлена двумя задачами, дающими в сумме 5 первичных баллов. Выпускник, абсолютно не знающий геометрии, может получить более 95 итоговых баллов. Затраты на изучение геометрии при подготовке к экзамену колоссальны, не сопоставимы с любыми другими задачами ЕГЭ. Так зачем стараться, если те же конкурсные баллы можно элементарно заработать на экзамене по русскому языку? Причем здесь речь идет о самых «продвинутых» школьниках, «обычному» ученику при такой системе оценок вообще нет никакого смысла соваться в бывший блок С.

По поводу школьной геометрии было пролито много слез, но в новом формате она будет приговорена окончательно. Мы безвозвратно потеряем самобытность нашей образовательной математической традиции, которая выделялась прежде всего наличием мощной геометрии. Не надо объяснять, какую роль играла эта дисциплина в формировании профессиональной культуры отечественного инженерного корпуса.

Исходя из статистики, можно утверждать, что среднестатистический претендент на место в добротном инженерном вузе будет иметь баллы по математике в пределах «зоны В».
Но при подготовке к заданиям из этой зоны математическая культура, необходимая для усвоения вузовского курса математики, не формируется (см. http://vk.com/doc-62604527_361016573?dl=068643a728a42525ff, с. 9, п. 6). То есть при формальном росте показателей учить фактически будет некого.

Разделение ЕГЭ по математике на два уровня установило для учителей обычных школ новый основной приоритет: подготовку всех учащихся к базовому экзамену. Массу времени они тратили на бессмысленное натаскивание самых слабых учеников на решение примитивных заданий начальной школы, оставив без внимания образовательные запросы тех, кому математика действительно нужна и потребуется в процессе дальнейшего обучения.

Следует отметить, что после прихода команды Ященко ЕГЭ по математике страдает крайне низким числом заданий «инженерного уровня» (ровно одно задание). Однако в 2015 году в экзамен добавили не инженерную, а «экономическую» задачу (см. http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_2525), хотя по выпуску экономистов у нас трехкратное перепроизводство и количество учебных мест по этим направлениям сокращается ежегодно (к слову, очередные сильные сокращения намечены на 2016 год).

Подведем итог. Действия Минобра по выполнению указаний президента об улучшении качества подготовки инженеров представляют собой даже не саботаж, а изощренное, целенаправленное вредительство. И это вредительство не списать на лопоухость министерских бобиков, озабоченных только собственным благополучием. Уж очень всё четко и взаимосвязано, и строго в одном направлении: к разрушению и деградации. В былые времена за подобное быстро понижали, а случалось, что и на два метра ниже уровня земли.

Не пора ли вспомнить собственную историю?





Источник: http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_2565

русский язык, образование, Россия

Previous post Next post
Up