Пункты дыхания для Китая

May 14, 2015 10:26

Сейчас мы наблюдаем стремление США сдержать рост Китая.

Это выражается во множестве действий, например:

· Перенос сил Военно-Морского флота США в акваторию Тихого Океана на фоне сокращения присутствия в Атлантике.
· Создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе без участия Китая.
· Создание из стран-соседей Китая коалиции на основе спора в Южно-Китайском море.
· И многое другое.

Из этого противостояния нельзя исключить географический аспект, а значит, к рассмотрению должен быть принят (в числе прочих!) геополитический компонент.




Если так, то в этом измерении противостояния надо рассматривать США как глобальную морскую державу, а Китай - как региональную державу суши. При такой конфигурации США будут применять ту же стратегию, что и раньше применялась как самими США, так и ее предшественницей - Британской Империей. Речь здесь идет о той или иной вариации плана «Анаконда». Суть проста, морская держава, контролирует торговые магистрали, которые проходят по Мировому океану, и благодаря этому доминирующему положению может осуществить блокаду. Метафора «Анаконды» здесь применима в силу того, что происходит удушение жертвы, и тогда она сдается.

Есть древняя китайская/корейская/японская игра Го, в которой «дыхание» является необходимым условием жизни фигур (камней) на доске. Камень, окруженный противником (когда перекрыты все его каналы дыхания - «дамэ»), умирает. Одна из важнейших задач в игре, сформировать неуязвимые для противника пункты дыхания («два глаза»), чтобы обеспечить выживаемость групп камней.

Как США могут осуществлять удушение Китая:

· США могут перекрыть Малаккский и Панамский пролив для торговых кораблей, идущих в Китай и из Китая. США могут это сделать как непосредственно с помощью АУГ, так и руками пиратов (в т.ч. сомалийских).
· США могут осуществить блокаду с моря (восточное побережье), подключив к этому своих сателлитов и союзников.
· США могут осуществить интервенцию в страну, через которую может осуществляться транспортировка товаров (блокировка прокладки трубопровода TAPI через Афганистан в начале нулевых годов).

Положение в Го, когда у камня остается единственный канал дыхания «дамэ», который можно перекрыть следующим ходом, называется «атари». Так вот, США пытаются поставить Китай в «атари».

Что, исходя из этого, может предпринять Китай? В стратегии первый приоритет - это безопасность, второй - инициатива, третий - взятие территории/активов/позиций/ресурсов.

Если, не обеспечив безопасность и не взяв инициативу, начать осуществлять занятие позиций, то это закончится плачевно. Когда Китай просто хотел внедриться экономически в Ливию, его оттуда вышвырнули в 2011 году, а многих китайских инженеров и рабочих - перебили. Тогда Китай ничего не смог сделать.

Прежде чем брать территорию, надо позаботиться о безопасности (упрочнении своих позиций), и на этой основе развивать инициативу. Если ее развивать, не позаботившись о безопасности, то противник сорвет инициативу точечным ударом в слабую точку.

Китай защищает и укрепляет свои позиции. Для этого реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты планетарного масштаба. В числе них: проект по строительству альтернативного Панамскому каналу прохода через Никарагуа, проект по строительству канала через Таиланд, что позволит уйти от прохода через Малаккский пролив. Реализуется проект Нового Шелкового Пути из Китая в Европу - все это увеличивает «пункты дыхания» Китая.

Конечно, эти инициативы затрудняют США возможность блокировать Китай, т.е. они лишь увеличивают трудоемкость этой задачи. В конце концов, можно перекрыть и эти проливы, а вдоль Шелкового пути хаотизировать страны, по которым этот путь проходит. Например, силами ИГИЛ в Средней Азии и Талибана в Афганистане.

Но у Китая есть в наличии одно обстоятельство, которое защищает его от негативного сценария - Россия. Россия важна для Китая и как поставщик ресурсов, и как транспортный коридор, который связывает его с крупнейшим рынком сбыта - Европой. Речь не только о сухопутном пути, но и нашем Северном Морском Пути. По уровню устойчивости, этот канал можно охарактеризовать в терминах Го как «глаз».

Но одного «глаза» никогда недостаточно и Китай создается для себя второй. Этим вторым «глазом» он выбрал для себя Пакистан. Вот в этой статье Ю.В.Бялого описан огромный масштаб сотрудничества между этими двумя странами.

Ключевой пункт этого проекта - прибрежный город Гвадар.




В рамках этого проекта Китай будет иметь там:

1) Глубоководный порт
2) Военно-морскую базу (в т.ч. для подводных лодок)
3) Крупный международный аэропорт
4) Терминал СПГ

С территории Китая к этому порту будет пролегать магистраль:

1) Автомобильная
2) Железнодорожная
3) Нефтепроводная
4) Газопроводная
5) Оптоволоконная

Из Ирана через Гвадар в Индию будет проходить газопровод с крупного газового месторождения Южный Парс/Фарс, в котором Китай будет иметь долю.




Этот газ будет идти в Гвадар, а из него по 4-м направлениям:

1) Внутрь Пакистана на его электростанции, которые Китай планирует построить
2) В Китай
3) В Индию (Китай будет контролировать поток энергоносителей к своему конкуренту)
4) На мировой рынок через терминал СПГ.

Мощный «глаз», не правда ли?

Что могут США всему этому противопоставить? Дезинтегрировать Пакистан и Россию опасно, ведь это ядерные страны. Но если у США других вариантов не будет, они способны пойти и на такое. Проигрывающая сторона всегда идет на обострение.

Так значит ядерная война? И оружие массового поражения у ИГИЛ?

Индия, Китай, геополитика, Иран, США, Россия

Previous post Next post
Up