1. Превращение в рабов
Наша интеллигенция всегда демонстрировала, какая она бескорыстная, скромная - ковбоечки, очки на веревочке. А потом оказалось, что ей ужасно хочется именно материального.
Я ездил в Баден-Баден и принимающая меня фирма, называя одного высокоинтеллигентного политика, говорила: "О! Это замечательный человек! Он только за два дня нам говорит, какого цвета "роллс-ройс" нужно подать, чтобы он подошел в цвет его пиджака и как именно мы должны его принимать". Надо ли говорить, что до перестройки этот интеллигентный политик проявлял себя совершенно иначе.
Я могу привести множество примеров потрясающего потребительского безумия, охватившего нашу элиту. Когда оказалось, что ничего кроме материальности, кроме этой чечевичной похлебки нет. Нет этих высоких идеальных ценностей, не важно, совпадающих с нашими, или противоположных. А что такое человек, отключенный от всего высокого? Это такая амеба, жадно пожирающая окружающую среду.
От того, что часть этих людей, отрёкшихся от себя, теперь оказалась на голодном пайке, ничего не меняется. Я помню, как в конце 80-х стоял на митинге у гостиницы "Москва". С балкона ораторы кричали: "Господа! Господа!" Рядом стояла женщина в стоптанных туфлях и радовалась: "Нас назвали "господа!". Я говорю: "Милая, почему вы решили, что это вас назвали? Там, где есть господа, там есть и рабы". Она посмотрела на меня и зашипела: "В наших рядах прислужник номенклатуры!". Ей казалось, что "господа" - это она.
Когда сломлено чувство первородства, ощущение верности своим идеалам, - человек превращается в раба, вещь, в бесконечно манипулируемый предмет.
2. Жизнь рабов
Все то, что за последние 70 лет уходило из мира: бесконечная иерархия, это ощущение, что господин - это господин до конца, а раб - это раб до предела - возвращается назад в мир, причем, именно здесь и сейчас. Мы читаем книги, в которых говорится об отказе от идеалов не только нашей революции 1917 года, но и Великой французской революции. Чего стоит такое название - "Свобода от равенства и братства"?
Или вот интервью с представителем фондов, занимающихся проблемами образования: "Ну, вы знаете, частное образование - очень хорошая вещь. У нас такие хорошие преподаватели, даже из Гарварда. Люди будут получать настоящее образование". Корреспондент: "Простите, а если у человек нет денег на платное образование? Что он тогда должен делать?" Интервьюируемый смотрит на него: "Ну, это не так страшно! Потому что, знаете ли, ум и богатство находятся в положительной корреляции".
Где-нибудь в мире хоть одна сволочь может позволить себе сказать, что ум и богатство находятся в положительной корреляции? Где этот сумасшедший или хам?
Но это уже можно здесь! Потому что здесь поломанные люди, отказавшиеся от первородства, рассматриваются, как слизь. Я знаю очень высоких либеральных политиков, которые давным-давно говорили, что "после того, как этот народ отрекся от себя, - это воск, из которого мы будем мять все, что захотим".
Вот это ощущение вседозволенности ("пипл хавает") опирается на какие-то черты действительности. Нужно было все отдать, чтобы позволить другим думать о тебе, что ты воск в руках! И он имеет право так думать, потому что произошло это отречение, этот отказ от себя.
3. Отказ от гуманизма
А дальше наступает ад, в котором устанавливается абсолютная (а не относительная) иерархия господства. Россия становится слабым звеном в цепи гуманизма, понимания того, что сильный должен помогать слабому. В цепи сострадания и солидарности. В цепи великой христианской культуры, в которой человек человеку - брат, а не волк.
Думали, что откажутся только от идеалов последних 70 лет, но так не бывает. Следующий горизонт - христианство. В том понимании, в каком Христос пришел к бедным и обездоленным и сказал, что в каком-то смысле все равны, и даже: "И последние станут первыми".
Теперь все, что уравнивало людей, - отменяется, причём именно здесь. Сначала слова о положительной корреляции между богатством и умом, а потом - новая система образования. Все кричат: "Боже мой!Почему так мало предметов бесплатных! К чему готовят наших детей?". Как к чему? К жизни рабов, или ненужных людей.
Я долго обсуждал в одном высоколобом собрании вопросы модернизации: "Где модернизация? Весь 91-й год, отказ от Советского Союза - ради модернизации? Где эта модернизация?". Затем главный из них сказал: "Этот Кургинян нас совсем "достал"! Он ничего не понимает. Речь шла не о модернизации народа, а о модернизации элиты". Я спрашиваю: "За счет чего?" Он смотрит холодными глазами и говорит: "За счет всего".
Тогда наблюдавший это другой участник беседы говорит: "Господа! Будучи настолько либералами, можно же быть хоть чуть-чуть гуманистами!"
Нельзя! Именно гуманизм отменяется. Его невозможно так отменить, если не работаешь с воском, с людьми, которые сначала отказались от первородства, а теперь будут хныкать, что мало чечевичной похлебки. Потому, что отказавшийся от первородства есть раб, а с рабом можно делать все, что угодно. И не понятно, нужен ли он вообще.
Что такое разговор о том, что большинство - "охлос", "быдло", "совки" - и одновременно о том, что у нас будет демократия? Это разговор о том, что большая часть населения - просто не нужна. Меньшинству - это большинство не нужно.
4. Регресс, инволюция
Да, в стране есть, может быть, жесткие представители элиты, которые еще грезят о государстве. Но какое государство, когда правящий класс пожирает все! Он на государство денег не оставляет.
Значит - это будет зона бедствия, по которой будут проходить какие-то охраняемые трубопроводы, и вокруг которой будет клубиться все остальное.
Какая модернизация? Идет деиндустриализация, демодернизация, архаизация. Регресс запускает очень много процессов. Часть населения дичает, другая часть аплодирует этому. Ей кажется, что так будет легче управлять.
Что такое регресс? Это вторичное упрощение, когда сложное превращается в более примитивное.
И тогда надо понять, в чем общемировой смысл запущенного процесса, который, в противоположность революции, можно назвать инволюцией. То есть, опусканием, скольжением, сдвигом вниз.
Откуда берется этот новый процесс? Каким мировым реалиям отвечает? Почему на России проходит этот очень серьезный и очень глубокий эксперимент?
5. О сложности
Чтобы это обсуждать, нужно затрагивать вещи достаточно сложные. Многих раздражает эта сложность, и я их понимаю. В нормальной стране, в нормальных условиях - какая-то небольшая часть людей интересуется сложными вещами, другая часть тянется к более простому, и это абсолютно нормально. Кто-то читает Пикуля, кто-то - Гессе и Борхеса.
Но после того, что произошло, перед населением стоит гигантский вызов. Если оно хочет защитить себя, оно должно понять, что большая часть того меньшинства, которое в нашей стране отвечало за сложность, это население предало. Оно к нему безразлично, оно не хочет им заниматься.
А те немногие, кто протягивают населению руку, оказываются в состоянии обладателей сложности, идущих в мир, не готовый к ней. Он и не должен был быть к ней готов. Но в этой катастрофе, если есть еще какие-то шансы избежать её, возникает совершенно другой тест.
Вы хотите её избежать? Вы понимаете, что когда-то отказались от первородства? Тогда, даже если к этой сложности не готовы, вам придется взять ее барьер!
На основе передачи Сергея Кургиняна "Суть времени - 2".