Перспективы поддержки малого бизнеса

Apr 20, 2015 22:05



В условиях сложившейся к настоящему моменту в России экономической системы малый бизнес мог бы стать эффективным орудием борьбы с кризисом, выполняя роль социального стабилизатора и инструмента борьбы с безработицей. Однако все вопросы налоговой поддержки малого бизнеса правительственный «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» полностью перекладывает на плечи субъектов федерации. Но есть ли у регионов средства для этого?

Вот, к примеру, в Белгородской области малый бизнес с учетом всех трудностей и проблем в последние годы продолжал поступательно развиваться. Область входит в число регионов с высоким уровнем деловой активности малого и среднего бизнеса. В 2014 году 26% экономически активного населения области было занято в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП). По сообщениям департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, поступления в региональный консолидированный бюджет от малого бизнеса в 2014 году составили 4,9 млрд. руб. или 9% от всех налоговых и неналоговых поступлений, тогда как в 2013 году эти показатели составили соответственно 4,7 млрд. руб. или 8,7%. При этом МСП региона характеризуется неплохим уровнем производительности труда.

Укрепление роли малого и среднего бизнеса в экономике региона является в том числе результатом целенаправленной работы со стороны областных властей. Развитие малого бизнеса на региональном уровне стимулируется льготными ставками налогообложения для индивидуальных предпринимателей, предусмотрена также возможность введения «налоговых каникул».

В то же время налоговое бремя на малый бизнес в Белгородской области продолжает расти. Если в 2013 году налоговая нагрузка на одного работающего в малом бизнесе составила 36,4 тыс. руб., то в 2014 году она увеличилась с до 41 тыс. руб. Наибольшие же проблемы для малого предпринимательства создает резкое увеличение в последние годы платежей во внебюджетные фонды.

Федеральный Центр отказался от предложений в рамках антикризисной программы снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, а у региональных властей просто нет такой возможности. Финансовое состояние большинства субъектов федерации далеко от блестящего - бюджеты многих из них на 2015 год сверстаны с солидным дефицитом. Так, в Белгородской области размер доходной части бюджета-2015 составит 50 млрд. 589 млн. 504 тыс. руб., а прогнозируемый дефицит бюджета - 5 млрд. 598 млн. руб. или порядка 13% к объёму доходов.

Более половины расходов регионального бюджета сейчас направляется в социальную сферу: на содержание образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. О снижении налоговой нагрузки на малый бизнес в такой ситуации не может быть и речи. Наоборот, депутаты Белгородской областной думы изыскивают дополнительные источники пополнения бюджета. Сейчас в облдуме готовятся изменения в региональный закон «О налоге на имущество организаций». Законопроект уже одобрен в первом чтении.



Нормативный акт предполагает установить с 1 января 2016 года налоговую ставку исходя из кадастровой стоимости имущества предприятий и организаций. Это касается административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, используемых под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания. Ставка налога для них предусматривается в размере 2%. Предприятия малого и среднего бизнеса получат временные привилегии: процент отчислений для них пока будет вдвое ниже. Расти он будет постепенно: с 2017 года - 1,5%, с 2018-го - 2%. При этом пониженные налоговые ставки будут распространятся только на объекты, площадь которых не превышает 5 тыс. квадратных метров.

Хотя законопроект и предусматривает отсрочку для малых предприятий, его введение в действие, несомненно, будет означать усиление налогового бремени для определенной части малого бизнеса. Не думаю, что это следует рассматривать как эффективную антикризисную меру.

Белгородская область, развитие, экономика, малый бизнес

Previous post Next post
Up