Сегодня, так называемый "день памяти политических репрессий", Сталинских само собой. Несмотря на то, что я являюсь сталинистом, а во многом и благодаря этому, я с пониманием отношусь к трагедии людей безвинно пострадавших в то время. Более всего, мне близка позиция Молотова, который до последних дней говорил, что мол, да, репрессии были, были большие перегибы на местах и пострадало много безвинных людей, но без них было бы еще хуже, тем более во время войны. Причем он никогда не снимал с себя ответственность за эти репрессии и категорически отрицал, что только Сталин был их инициатором. Такова и моя позиция.
Более того, Довлатов, когда-то давно задал очень хороший вопрос: "Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?" И ведь самое интересное, доносы то писали, во многом как раз люди такого же типа который сейчас именуется "креативным" и "деятелями искусства". Куда все это деть? Куда спрятать собственные уши, торчащие из-за мифов о десятках миллионов репрессированных? Конечно, нужно демонизировать Сталина и НКВД настолько, что любое упоминание о проделках собственного класса (или прослойки) в те времена на фоне этих демонов выглядели не просто бледно, а вообще никак. Ведь написал-то донос вот тот композитор или писатель не потому, что сам захотел, а потому, что кровавая гэбня заставила!
На мой взгляд, объективная оценка тех событий должна быть такова: да, были безвинные жертвы и это было плохо, но ценой этого плохого удалось избавить страну от худшего.
К чему я все это? С утра на глаза попалась часть
интервью Сокурова корреспонденту ИТАР-ТАСС, где он говорит: тема политических репрессий еще не нашла достойного отражения в российском кино и что главная проблема - это недоступность архивов КГБ и ФСБ. Открытие архивов необходимо не только для кино, всему народу должно стать понятно и известно, что же в действительности происходило в стране, и также известны судьбы всех, кто пострадал в период политических репрессий.
Мне в принципе, понятно, какое это должно быть кино, по мнению Сокурова, этот человек
известен в своих идеях. Это кино будет изобиловать ужасными подробностями, будет полностью состоять из жутких субъективизмов и прочих ужасов для запугивания зрителя. Это будет чисто субъективный взгляд на эпоху как, например, произведения Солженицына с его десятками миллионов репрессированных. То есть, зрителю будет сказано, что это документалистика, на самом деле это будет в лучшем случае что-то типа
гонзо-журналистики. Я считаю, что людям необходим именно объективный взгляд на проблему репрессий, не с точки зрения отдельно взятого человека, а с позиции, пережившего Великую Октябрьскую революцию, длительную Гражданскую войну, голод, разруху и снова стоящую на пороге новой масштабной войны. И такой взгляд будет объективен. Без отрицания трагедии отдельного человека попавшего в жернова репрессий, но нужно поднять взгляд от судьбы одного до судьбы страны и миллионов.
Да, и еще. Я думаю, что если уж Сокуров считает эпоху репрессий неотделимой от истории страны и поэтому требующей всестороннего освещения в кинематографе, то почему бы ему не задуматься об идее также осветить еще более трагичную эпоху в истории нашей страны, приведшую, по разным оценкам, к жертвам как минимум на порядок превосходящим все жертвы периода "Сталинских" репрессий? Я говорю об эпохе распада СССР и конфликтов в его бывших республиках. Разве это не достойная тема для кинематографа? Но сделано это людьми со взглядами близкими Сокурову не будет. По одной простой причине: они причастны к этой трагедии в большей или меньшей степени, так же как Горбачев, Ельцин и другие.