Вот
тут 1 и
тут2 авторы рассуждают о субъектности и самостоятельной метафизике капитала , которая противоречит и противостоит свободе человека.
Думаю , подобное суждение не универсально . Не учитывается набившая аскомину пирамида потребностей Маслова. В рамках одних культурных доктрин изменение социальных ролей индивида автоматически легитимизируется капиталом , что позволяет удовлетворять потребности высших порядков работой на рост капитала , а в рамках других нет. Субъектом капитал становится тогда , когда он легитимен в метафизике конкретного коллективного бессознательного (культурной традиции) .Связка капитал - власть происходит без участий конкретной личности. В иных вариантах метафизики коллективного бессознательного оценивается легитимность самой личности , обладающей капиталом ,а капитал выступает только объектом для целей легитимизации подобной личности и всё.