Великая Отечественная война. Часть 31. «Рельсовая война»

Jun 24, 2020 09:33

24 июня 1943 года ЦК Компартии БССР утвердил план операции «Рельсовая война».



В июне 1943 года германское Верховное командование полным ходом проводило последние приготовления к операции «Цитадель». Немецким войскам ставилась задача сходящимися ударами с севера и юга занять город Курск, а затем организовать новое наступление на Москву. Для успешного выполнения этого плана привлекались крупные силы, в том числе танковые части, оснащённые новейшими «панцерами» PzKpfw V («Пантера»), PzKpfw VI («Тигр») и самоходными орудиями «Фердинанд». Основные перемещения грузов на плацдармы южнее Орла и севернее Белгорода, естественно, производились с помощью железнодорожного транспорта.

Советское командование заранее было осведомлено о готовящемся наступлении немцев. Помимо построения глубокоэшелонированной обороны на направлениях главных ударов важно было сорвать или максимально усложнить доставку военной техники и личного состава германских войск на театр военных действий. Именно для этого и был подготовлен план по уничтожению железнодорожных путей и составов в тылу врага силами партизанских отрядов на оккупированных районах РСФСР, БССР и УССР.

Центральный штаб партизанского движения обеспечил партизан минами, толовыми шашками, а также инструкторами подрывного дела. Особое внимание уделялось участками железных дорог, проходящими по территории Белоруссии. По данным разведки именно через территорию БССР должны были проходить большинство составов в сторону Белгорода, Харькова и Орла. К тому же здесь, в Белоруссии, партизанское движение было наиболее мощным и структурированным.

Операция «Рельсовая война» началась практически одновременно с началом операции «Цитадель». Партизанами уничтожались рельсовые пути, пускались под откос эшелоны с солдатами, техникой и боеприпасами. На участках железнодорожных путей от Полоцка до Могилёва движение было почти полностью парализовано. Долгое время немцы вообще никак не могли противодействовать партизанам. Им пришлось снимать воинские части с фронта, чтобы усилить охрану железных дорог и мостов.

В результате «рельсовой войны» на восстановление некоторых участков железных дорог уходило до месяца, а линии Могилёв-Кричев, Полоцк-Двинск, Могилёв-Жлобин удалось запустить только к осени 1943 года, когда «Цитадель» уже успешно провалилась. Немецкие войска недополучили значительное количество боевой техники и других грузов (было уничтожено 836 эшелонов противника). Задержки в поставках приводили к срыву намеченных гитлеровцами операций.



Таким образом, действия партизан привели к значительным затруднениям в осуществлении немецкого наступления под Курском, а затем и к затруднениям в проведении операций по отводу войск из-под Курского выступа.

Великая Отечественная война, История

Previous post Next post
Up