19 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение.
В октябре 1941 года немцы стремительно рвались к Москве. Немцы пытались охватить столицу с трёх направлений: севера, запада и юга.
Севернее Москвы противник занял Калинин и пытался наступать дальше.
На западном направлении завязались ожесточённые бои под Волоколамском и Малоярославцем, где натиск фашистов сдерживали курсанты Кремлёвского Высшего военного училища и дивизия под руководством генерала И. В. Панфилова. Кто-то, возможно, смотрел фильм Н. С Михалкова “Утомлённые солнцем - 2”, где “умудрённые опытом штрафники учили безусых юнцов-курсантов, как надо отражать атаки врага”. На самом деле всё было не совсем так, вернее совсем не так. Штрафных батальонов в октябре 1941 года не было и в помине, а “безусые юнцы” - это курсанты последних курсов, практически уже готовые младшие командиры.
Некоторое время назад были сомнения насчёт подвига 28 панфиловцев у разъезда Дубосекова. Сейчас все документы, касающиеся периода Великой Отечественной войны рассекречены и у любого уважающего себя историка уже нет причин хоть как-то сомневаться в том, что наступление немецкой танковой группы у разъезда Дубосеково было остановлено.
С юга гитлеровцы вышли на подступы к Туле, что создавало серьёзную угрозу для столицы с этого направления.
15 октября Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации из города государственных учреждений, советских и партийных работников. Новым местопребыванием наркоматов стали города Куйбышев и Саратов. Слухи о том, что Москву “сдадут” вызвали панику среди населения, которая продолжалась несколько дней. 17 октября по радио выступил первый секретарь Московского обкома ВКП(б) А. С. Щербаков с разъяснением сложившейся ситуации: “За Москву будем драться упорно, ожесточённо, до последней капли крови…”
Председатель Госкомитета Обороны И. В. Сталин от эвакуации отказался и остался в столице…
В городе проводились мероприятия по минированию мостов, промышленных объектов, зданий и сооружений. Создавались специальные группы НКВД, которые должны были, в случае вступления немцев в Москву, вести диверсионно-подрывную работу. В связи с ухудшением ситуации на подступах к столице 19 октября было введено осадное положение. Оборона ближних рубежей возлагалась на генерала армии Г. К. Жукова. Охрана правопорядка в самом городе возлагалась на войска НКВД, милицию и рабочие отряды. В постановлении говорилось: “Нарушителей порядка немедленно привлекать к ответственности с передачей суду Военного Трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте”.
Эта была вынужденная мера. До этого момента осадное положение вводилось только в Петрограде во время Кронштадтского мятежа. Но только такими жёсткими мерами удалось предотвратить распространение хаоса в городе.