Как мы
писали ранее, у нас в городе-герое Новороссийске на новом памятнике, посвященному бегству белой армии из Новороссийска в марте 1920 года, была увековечена фамилия предателя и пособника нацистов (во время и после Великой Отечественной войны) А.В. Туркула.
Мы уже
писали подробно об этом памятнике и разобрали основные «странности» символьного ряда, а так же личность самого Туркула.
Так же мы провели исследование мнения жителей Новороссийска касательно вопросов увековечения пособников фашистов и предателей (почти 80% высказались категорически против подобных вещей, что не может не радовать).
А так же, когда начались всем известные события на Украине (где духовные братья российских почитателей Туркула - бандеровцы, учинили государственный переворот и развязали гражданскую войну и геноцид), написали коллективное письмо мэру города-героя Новороссийск с настойчивой просьбой убрать фамилию пособника нацистов с таблички возле памятника.
К этому письму администрация в целом отнеслась с пониманием и в конце июня 2014 года городским Художественным советом было
принято решение убрать табличку.
Мы обрадовались и на этом даже успокоились. Но по просшествии четырех месяцев
оказалось, что воз и ныне там. Что принятое решение (то ли намеренно, то ли в результате обычной бюрократической расхлябанности) никто не исполнил. Мы связались с представителями администрации с целью выяснить, что же на самом деле происходит. Оказалось, что реализации принятого решения мешает отсутствие мнения «экспертов» (почему тогда приняли решение?).
И мы неожиданно получили приглашение на заседание городского исторического общества, чтобы изложить историкам, кто такой был Туркул и по какой причине его фамилии не место на памятниках в города-герое, в котором нацистами и фашистами были
уничтожены и угнаны на работы в Германию десятки тысяч человек. Потом оказалось, что заседание было организовано специально по нашему вопросу, и это заседание не самого исторического общества, а его «экспертного совета».
Кроме
Сути времени и
РВС в заседании (уже по нашему приглашению) участвовали представители КПРФ, и представитель учительского корпуса - учитель истории лицея «Строитель» Васильева Н.А. Другие организации принять участие не смогли (мероприятие было организовано достаточно внезапно и в будний день).
Экспертный совет был представлен председателем Новороссийского городского исторического общества Новиковым С.Г., директором «ГБУК КК «
Новороссийский исторический музей-заповедник» Колбасиной Л.А. (в ходе заседания не высказывалась), зам.директора по научной работе Новороссийского филиала Финансового университета при правительстве РФ к.и.н. Лоховой Т.В. и доцентом кафедры общенаучных дисциплин Новороссийского политехнического института, к.и.н. Нагаевой Г.А. Так же были представители власти - сотрудник городского Управления культуры.
Не знаем как прошлые заседания «экспертного совета», а это заседание оказалось весьма и весьма бурным. Сразу отметим, что ведущим были создана обстановка, которая позволяла высказаться всем сторонам и давала возможности обосновывать свою точку зрения. В целом, дискуссия носила конструктивный характер, несмотря на возникшие разногласия по ряду вопросов.
В ходе заседания отверзлись бездны выяснились интересные подробности установки памятника и его согласования:
- Сам памятник, как и тексты его табличек, устанавливался без какой-бы то ни было общественной дискуссии;
- Более того, вопрос установки памятника и согласования текстов табличек не прошел ни через Художественный совет города, ни через экспертный совет Новороссийского городского исторического общества. Как мы поняли из слов председателя НГИО, не было сделано вообще никаких экспертиз;
- С установкой памятника сильно спешили, как выразился Новиков Сергей Геннадьевич - «бегом-бегом, скорей-скорей».
Возникают вопросы: что именно явилось причиной спешки? И кто был главным инициатором установки? Официальная версия гласит, что это был директор проектно-строительной компании «Город» А.Поздняков и главный архитектор этой же компании А. Измоденов.
Если это действительно так, и «благодарные потомки», руководствуясь «высшими побуждениями», решили установить памятник предкам, то откуда тогда взялась эта небрежность и безалаберность, настолько острая, что в текстах табличек были совершены многочисленные
грамматические ошибки (о других и не говорим), некоторые из которых не убраны до сих пор? Согласитесь, в таких случаях (когда авторы руководствуются идеальными мотивами) все делается в высшей степени ответственно... В общем, вопрос об авторе идеи для нас остается открытым.
Мы не будем подробно и развернуто приводить цитаты из возникшей дискуссии. Хотим лишь отметить один занимательный факт. Начиная с объявления повестки собрания уважаемые эксперты пытались свести обсуждение вопроса в юридическую плоскость, к обсуждению «правомерности» наличия фамилии Туркула на памятной плите, что категорически не совпадает ни с содержанием нашего первоначального обращения к мэру города, ни с адресатом этого обращения (хотели бы обсудить «правомерность» - обратились бы в суд), ни с нашей позицией, ни с нормами, к которым мы апеллировали в целом.
При этом приглашенным «экспертом-правоведом» оказался поэт Чижов, который, насколько нам известно, входил в рабочую группу по памятнику при его разработке и установке, и стихи которого выгравированы на памятной плите, аккурат рядом с фамилией Туркула. В этих стихах он напоминает, что покинувшие страну белые воины «не бросят ... карабины, на новый дерзая поход» (надо думать, в составе Вермахта и СС, подобно
Шкуро,
Краснову, Туркулу и другим деятелям?). Этих воинов поэт, как следует из стихов, хочет «вернуть из изгнанья» и «как братьев обнять».
Мнение «эксперта-правоведа» свелось к следующему: назвать Туркула пособником фашистов могут только лишь следственные органы. То есть даже историки не имеют на это права. По логике «правоведа» мы должны подать на мертвого Туркула заявление в суд, что невозможно. Ведь так это получается? Или как? На этот вопрос уважаемый «правовед» ответа не дал.
Позже он уточнил, что по его мнению, вопрос об установлении статуса Туркула не может решаться в Новороссийске. Его должен решить некий «единый орган» (единый для всей страны). На вопрос о том, почему без решения «единого органа» было принято решение увековечить фамилию Туркула на мемориальном знаке «правовед» так же не ответил.
Были в дискуссии и другие занимательные моменты, однако мы их тут приводить не будем. Отметим, что разногласия не помешали нам и членам экспертного совета найти точки соприкосновения и консенсуса. Например, и уважаемых экспертов, и нас (представителей гражданского общества) крайне возмутил факт установки памятника «Исход» без всякого общественного обсуждения и экспертизы. Само по себе это событие является возмутительным, и мы очень надеемся, что в будущем порядок принятия решений об установке в городе мемориалов и памятников изменится.
Напоминаем, что в композиции, которая, согласно официальным заявлениям,
призывает к национальному примирению, полностью отсутствует какое-либо обозначение второй стороны событий того времени. Почему авторы памятника полностью проигнорировали роль и участие Красной Армии во всех отражаемых памятником процессах?
Совершенно очевидно, что если бы учитывалось мнение широкой общественности, а не только отдельных граждан, памятный знак выглядел бы совершенно по-другому и, вполне возможно, был бы лишен всех наличествующих двусмысленностей и однозначно возмутительных вещей.
Так же стоит упомянуть и то, что очевидных и открытых симпатий к пособнику нацистов Туркулу никто из собравшихся не проявил. В ходе заседания экспертного совета неоднократно делались оговорки о том, что обсуждаемый персонаж - это личность, откровенно говоря, малосимпатичная.
В итоге экспертным советом, «учитывая морально-этический аспект проблемы», а также «учитывая умонастроения определенной части городского сообщества», было принято решение убрать фамилию полковника Туркула с мемориального знака. Получено соответствующее экспертное заключение. А значит, историческая справедливость будет восстановлена. Согласно полученным нами устным заверениям надпись будет убрана до конца этого года.
Мы же продолжим борьбу на ниве защиты истории нашей страны, ведь случай с Туркулом - не единичный факт увековечивания памяти пособников нацистов в Новороссийске.
Филимонов С. В.
Суть времени - Краснодарский край