Точка опоры

Dec 19, 2012 12:00



В чём заключается подлинный смысл заботы о детях? Об этом задумывается каждый, кто сталкивался с системой государственных учреждений для детей, оставшихся без семьи. Еда, одежда, крыша над головой и возможность учиться - этим забота о ребёнке отнюдь не исчерпывается. Особенно ясно это становится тогда, когда вчерашние дети в одночасье превращаются во «взрослых» выпускников детских домов.

Каждый из нас взрослел по-своему, и многим это далось с трудом. Когда юноша или девушка покидают свою семью, чтобы начать работать или учиться, семья остаётся для них опорой, которая поддержит на трудном пути. Для ребят из детских домов замены семье пока не существует: для решения их судеб обычно используют термин «социализация».

Социализация по большому счёту не ограничивается такими параметрами, как самостоятельное проживание, трудоустройство, создание своей семьи. Социализация на деле - это сложный и индивидуальный путь человека к реализации его предназначения. Сотрудники фонда «Дети России - будущее мира» это понимают, что и помогает им реализовать действенные программы помощи.

Проект «Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов» подразумевает решение различных задач: психологическую и материальную поддержку выпускникам детских домов, юридическую помощь в сложных ситуациях, обучение важным жизненным навыкам и многое другое.
Обычно выпускники детских домов поступают в городские училища, которые могут предоставить им места в общежитии. Однако в Новосибирске почти не осталось училищ, где девушки могли бы получить женскую профессию. Для выпускницы детдома самая «женская» из доступных профессий - штукатур-маляр. Надо ли пояснять, что трудоустроиться с такой профессией девушке сейчас просто невозможно? Работодатели вообще не спешат нанимать сирот на работу по любой специальности. А если девушка из детского дома стала матерью - ситуация для неё становится просто бесперспективной.

Одной из программ проекта стало обучение молодых матерей востребованной в Новосибирске профессии повара. Девушки бесплатно получают начальное профессиональное образование. На время занятий для их малышей работает детская комната. При необходимости учащимся предоставляют места в общежитии: обучение проходит на базе Новосибирского муниципального строительного техникума. Рядом и учебные корпуса, и столовая для прохождения практики, и общежитие, одна из комнат которого выделена под «общую» детскую.

В учебных группах - от пяти до десяти человек. Проект длится уже год: сейчас готовится третий выпуск. Многие из выпускниц проекта успели устроиться на работу по специальности, за их судьбой внимательно следят сотрудники Фонда. А те, кому пока не удалось найти место, говорят, что полученные навыки всё равно очень пригодились.



В детской комнате - чисто и уютно. Для каждого ребёнка есть кроватка, много игрушек и книг. Работают две няни, которые не только следят за детьми, но и занимаются с ними. У ребятишек есть всё необходимое для личной гигиены, а также сок и печенье. Кстати, в детскую комнату собираются и малыши других студенток училища. Места хватает для всех.

Девушки, воспитывающиеся в детских домах, часто рано становятся матерями: многие ещё будучи школьницами. Поэтому для них подобный проект - порой единственная возможность получить профессию, а следовательно, и средства к существованию для себя и ребёнка. Ведь пособие по уходу за ребёнком выплачивается только до полутора лет. Девушкам-сиротам не с кем оставить своих детей на время учёбы, поэтому Детская комната Фонда для них - это настоящее спасение.

К одной из участниц проекта, Анне, мы пришли в гости. Она рассказала, как и почему попала в программу Фонда, с какими проблемами столкнулась в прошлом и чем планирует заниматься в будущем.

Живёт Аня в трёхкомнатной квартире вместе с двумя другими выпускницами детдома. В распоряжении Ани и троих её детей - одна комната. Младшему сыну - 11 месяцев, старшие девочки ходят в детский сад. Аня - мать-одиночка. Первого ребёнка родила в 16 лет, поэтому не смогла закончить школу. Об отце первого ребёнка девушка не хочет даже вспоминать, отец второго помогает деньгами и иногда встречается с дочкой.

- Почему вы решили принять участие в проекте Фонда?
- У меня нет никакого образования. В школу пошла поздно - в 10 лет только в первый класс. А в 16 уже забеременела и не стала делать прерывание беременности. Потом ещё один родился. Школу закончить так и не смогла. Сейчас родился третий.
Галина Сергеевна стала у нас куратором, пришла в гости и рассказала о проекте. [Галина Сергеевна Векшина - сотрудник Фонда, куратор по Калининскому району, прим. авт.]

- Давно ли идут занятия? Чему учат?
- Хожу только третью неделю. Мне, конечно, очень нравится. Нам преподают физиологию и основы труда. Кулинарии пока не было. Практика только вчера началась.

- Куда можно будет устроиться по окончании курсов?
- Всё зависит от тебя. Если ты стремишься к чему-то, стараешься, то получишь какой-то разряд (можно получить третий) и тогда можно будет устроиться в приличное место и хорошо зарабатывать. Ну а если стараться не будешь, то со вторым разрядом - только картошку чистить.

- А Вы что планируете?
- Я постараюсь открыть своё дело - павильон хлебобулочных изделий. Если Бог даст.

- Детей на время занятий отдаёте в Детскую комнату?
- В Детскую комнату отдаю младшего - это ненадолго - всего часа три. Но бывает, и Галина Сергеевна с ним сидит. Она вообще часто помогает мне с детьми, они её называют «баба». Старшие девочки ходят в садик.

- Видно, что дети воспитанные, ухоженные. Как вам удаётся справиться одной сразу с тремя?
- На самом деле с одним ребёнком тяжелее, чем с тремя. Если ребёнок один сидит, то ему скучно и требуется мамино внимание. А так они развлекают друг друга сами.
Средняя девочка у нас с характером. Я боялась, что в садике будут конфликты с воспитателем, но не жалуются. Наоборот, когда прихожу, всегда - даже на вахте - говорят: «у вас такие хорошие дети».

- Как удаётся справиться с детской ревностью?
- Я стараюсь объяснить детям, что мама у них одна и больше никого нету. Что они должны друг друга любить, держаться друг за друга. Детей никогда не наказываю. У нас в семье очень важное слово - любовь. Девочки не могут уснуть, пока не скажут «Мама, я тебя люблю», не обнимут, не поцелуют.

- А как вам кажется, часто ли встречается в семьях жестокость по отношению к детям?
- Люди все разные и все по-разному относятся к своим детям. Я жила в коммунальных квартирах (с другими выпускницами детдомов) и много видела случаев жестокого обращения с детьми, когда мамочки не стесняются наказывать ребёнка физически даже за незначительный проступок. Я всегда в таких случаях пыталась сказать, что так делать не стоит.

Мне кажется, что наказывают детей те, кто слаб, кого когда-то обидели, и теперь они вымещают свою обиду на ребёнке.

- А в детских домах воспитанников часто обижают?
- Нас не обижали физически, нас обижали психологически, морально. Каждое утро у нас проходила линейка, на которой директор постоянно говорил, что из нас вырастут только алкаши, наркоманы, проститутки. Не было поддержки. Нам не говорили, что мы должны подниматься вверх, держаться друг за друга. Не было позитивного настроя. Хотя среди воспитателей были и очень хорошие люди, те, кто старался помочь. Но в основном там работают просто за зарплату, как придётся.


- А сопровождение Фонда оказало необходимую поддержку?
- Да. Это очень важно. У меня, например, нет возможности где-то оставить ребёнка, чтобы учиться. Для того, чтобы получить образование в другом месте, мне пришлось бы сначала закончить вечернюю школу - ведь у меня нет даже необходимых девяти классов. А тут мне предоставился такой прекрасный шанс.
Хотя я вижу, что не все так ценят помощь Фонда. Есть и те, кто просто пришёл: сидят - и видно, что им это не надо. Но наверное, такие везде есть. Это люди, у которых нет цели. А у меня цель - есть, я знаю как к ней двигаться и буду это делать.

- Ведь сопровождение Фонда заключается не только в образовательной помощи? Помогли ли кураторы в чём-то ещё?
- Галина Сергеевна помогала привлечь социальные меры поддержки, которые гарантированы государством. Обо мне не знали в социальной защите.

- А почему вы не обращались?
- Если честно, то просто боялась. Я знаю, есть много случаев - и по телевизору слышала и в жизни сталкивалась - когда приходят из опеки и попечительства и начинается «ой, у вас мяса нету, у вас того нету, у вас другого нету», а в итоге доходит до того, что просто забирают детей. Поэтому мне казалось, будет лучше, если обо мне вообще не будут знать.
У знакомой была ситуация, когда она оставила ребёнка с бабушкой по отцу, а бабушка позвонила в опеку и сказала, что ребёнок живёт в ненадлежащих условиях. И его забрали. Разные бывают случаи, поэтому страшно.

Кстати, некоторым девушкам, у которых служба опеки уже забрала ребёнка (а причиной отъёма может послужить отсутствие у матери официальной работы), именно этот Проект позволит получить надежду на материнство.

К сожалению, сейчас детский дом не воспитывает человека, не обучает его элементарным жизненным навыкам. Большинство выпускников не умеют не то что готовить, но даже мыть посуду (в детских домах едят в столовой). Молодые люди, выйдя в мир, не знают как планировать финансовые расходы и вести быт, как строить отношения с людьми, устроиться на работу и удержаться на ней.

Кураторы проекта считают, что система работы с воспитанниками в госучреждениях строится во-многом ошибочно. Детей не допускают до какой бы то ни было бытовой работы. Они не убирают, не стирают за собой, не умеют готовить. И - самое страшное - уверены в том, что государство обязано обеспечить их всем необходимым (сейчас на каждого ребёнка в детском доме выделяется 30 тысяч рублей в месяц). В итоге вырастают люди, не просто не приспособленные, а привыкшие к иждивенчеству, эгоистичные, не приученные к труду, и очень часто без какой-либо профессии.

Сотрудники Фонда со вздохом вспоминают о системе Макаренко, прочно «забытой» в современном обществе. Известно, что воспитанники Антона Семёновича Макаренко, бывшие преступники, не только осваивали гражданские профессии, но и воевали на фронтах Великой Отечественной, а некоторым из них присвоено звание Героя Советского Союза. Кто-то из учеников легендарного педагога сам занялся воспитанием детей и продолжил дело своего учителя. Искусство создания коллектива-семьи, где человечность, труд и ответственность сочетаются в нужных пропорциях, похоже, предстоит обретать заново.

Взросление личности связано не только с возрастом или с полученным образованием. Взросление неотделимо от ответственности. Но сейчас в ситуацию личной ответственности выпускники детского дома попадают «сразу и вдруг», будучи при этом лишёнными гибкой и адресной помощи. Проблема осложняется тем, что выпускников детских домов обычно селят вместе (по закону с 18 лет им положено жильё), и они продолжают следовать привычкам прежней жизни. Как правило, в таких сообществах процветают алкоголизм, наркомания и преступность.

«Воспитать ребёнка сложно, но воспитать взрослого человека - намного сложнее», - говорят сотрудники Фонда. Именно эту - сложную и зачастую неблагодарную - работу они и выполняют, не жалея сил.

образование, интервью, общество, ценности

Previous post Next post
Up