5 февраля 2016 года прошло 180 лет со дня рождения выдающегося русского литературного деятеля, критика Николая Александровича Добролюбова. Так совпало, что штаб новосибирского отделения «Сути времени» расположен именно на улице Добролюбова, дом 24. Это послужило поводом внимательнее вглядеться в жизнь Николая Александровича, в результате чего был подготовлен этот текст.
Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля) 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 17 ноября (29 ноября) 1861 г. Отцом его был священник Александр Иванович (1812-1854), очень образованный и уважаемый в городе человек.
Маленький Николай рано проявил способности к обучению, в возрасте трех лет он уже выучил несколько басен и зачитывал их членам семьи и гостям. Мать научила его читать и писать. До 10 лет Николай проходил обучение на дому, после чего сразу же поступил в выпускной класс Нижегородского духовного училища.
После окончания училища Добролюбов продолжает обучение в Нижегородской духовной семинарии. Там он был одним из самых успевающих учеников , хоть и был на 4-5 лет младше остальных. Николай Александрович уже тогда проявлял способность к долгой и упорной работе, объем его сочинений составлял 30-40, а то и сотню листов. В 14 лет Добролюбов вел переговоры с редакциями о публикации его переводов Горация.
Большая разница в возрасте со своими одноклассниками привела к тому, что Николай стал замыкаться в себе и погружаться в книги. Этому способствовало то, что отец имел библиотеку, насчитывающую 400 томов, в которой были книги не только религиозного, но и светского толка. Во время обучения в семинарии Николай Александрович составлял список прочитанных книг, к концу обучения в реестре насчитывалось несколько тысяч наименований. Вместе со своим приятелем Лебедевым он в возрасте тринадцати лет подготавливает самодельный журнал «Ахинея». В 1850 г. Николай Александрович пишет для этого журнала статьи, посвященные стихам Лебедева.
Не закончив обучение в последнем классе семинарии, в августе 1853 г. Добролюбов хотел поступить в высшее учебное заведение. Первоначально он останавливается на Петербургском университете, однако его семья не имеет достаточно средств для оплаты его обучения в университете, и Николай Александрович решает поступать в Духовную академию. После приезда в столицу он знакомится со студентами Педагогического института, и те уговаривают Добролюбова поступать именно в Педагогический. Тем более стипендия, которая платилась в институте, могла облегчить финансовое бремя семьи. Так Николай Александрович оказывается на историко-филологическом факультете. Но отец не принимает поначалу его выбор и требует, чтобы сын поступил в Духовную академию, иначе Николай осрамит свою семью. Позже отец смягчился, поскольку архиерей одобрил поступление Николая в институт и даже выразил удовольствие тому, что ученик его семинарии поступает в высшее светское учебное заведение. Сам факт такого поступления говорил о высоком уровне образования в семинарии.
Однако, после зачисления в институт жизнь преподносит Добролюбову еще несколько испытаний: 8 марта 1854 г. умирает его мать, а 6 августа 1854 г. умирает его отец. Как самый старший ребенок Николай Добролюбов становится главой семьи в 18 лет. При том, что ему самому нужны средства, Николай Александрович отдает свою часть наследства своим братьям и сестрам. А вернувшись в столицу активно берется за все возможные приработки для того, чтобы помогать им.
Стоит заметить, что такие мощные удары в личной жизни Добролюбова совпали с мощными подвижками в жизни страны, такими как Крымская война 1853-1856 гг. и смерть Николая I. Подобные наложения привели к тому, что Николай Александрович кардинально меняет взгляды на жизнь, эту перемену он назвал «подвигом переделывания» себя. Добролюбов становится совершенно другим человеком, для него теперь жизнь со всеми ее реалиями становится предметом изучения.
Выжатый тяжелой работой, ночами без сна и беспокойством за семью, Николай Александрович в 1855 г. попадает в институтский лазарет. Вполне возможно, что уже тогда стали проявляться симптомы чахотки (туберкулез легких).
Вокруг Добролюбова собираются смело мыслящие студенты, они ведут дискуссии на политические темы, и знакомятся с запрещенной литературой.
В 1855 году Николай Александрович печатает 19 выпусков нелегальной рукописной газеты «Слухи». В ней публикует свои произведения и заметки острого политического содержания. Тогда же он знакомится с Чернышевским, который привлекает его к сотрудничеству с журналом «Современник». С 1856 г., будучи студентом выпускного курса, Добролюбов работает постоянным сотрудником «Современника». В издании выходят его статьи «Собеседник любителей российского слова» (1856), «Несколько слов о воспитании по поводу „Вопросов жизни“ г. Пирогова» (1857), «Сочинения гр. В.А. Соллогуба» (1857) и другие. Добролюбов пишет на злободневные темы, вскрывает темные стороны русской жизни. Его статьи привлекают общественное внимание. В 1857 году Чернышевский и Некрасов предлагают Добролюбову стать главой отдела критики.
Николай Александрович оканчивает Педагогический институт в 1857 г., получает звание старшего учителя, однако за вольнодумство его лишают золотой медали.
По завершению института Добролюбов продолжает трудиться в «Современнике»: только в 1858 г. он опубликовал около 75 своих работ, рассказ «Делец» и несколько стихотворений. Добролюбов начинает играть ключевую роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника». Его мнение начинают учитывать при выборе художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях «Литературные мелочи прошлого года» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859; статья о романе И.А. Гончарова «Обломов»), «Темное царство» и «Луч света в темном царстве» (1859; статьи о пьесах А.Н. Островского), сделали его кумиром разночинцев.
Помимо работы с критикой Добролюбов основывает сатирико-обличительный отдел - «Свисток». В нем Николай Александрович использует различных вымышленных персонажей для обличения посредственных произведений. Из-за «Свистка» многие литераторы были в бешенстве от «Современника». Тогда Добролюбов заявил: «А мы еще громче будем свистать! Эта руготня только подзадорит нас. „Свисток“ сделает свое дело, осмеет все пошлое, что печатают бездарные поэты». В 1859-1861 годах он и составитель, и редактор, и главный автор отдела сатиры, Добролюбов публикует фельетоны и стихотворные пародии. Не забывает он и о педагогике: в 1857-1859 годах печатается в «Журнале для воспитания».
В 1860 году у Николая Александровича начинает быстро развиваться чахотка, он страдает от потери сна, аппетита, чувствует себя крайне ослабленным. Врачи советуют ему поехать за рубеж для поправки здоровья. Но близким людям пришлось долго уговаривать Добролюбова прежде, чем он согласился на такое лечение. Некрасов помогает Николаю Александровичу деньгами и даже открывает для него безграничный кредит.
Вернувшись из-за границы в Петербург в августе 1861 года, Добролюбов возобновляет свою деятельность в «Современнике»: в сентябре готовит немаленькую по объему статью «Забитые люди» (о творчестве Ф.М. Достоевского), в последние месяцы пишет цикл исповедальных лирических стихотворений («Пускай умру - печали мало...»).
В 2 часа ночи с 17 на 18 ноября (с 29 на 30 ноября) 1861 года он умер. Друзья покойного объявили в газетах о его смерти, а также позаботились о том, чтобы Добролюбов был похоронен рядом с Белинским.
Выдающиеся русские критики В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев, несмотря на их короткую жизнь, в огромной степени повлияли на судьбу России. Они как будто передавали эстафету друг другу: Белинский творил в 1840-е гг., Добролюбов - в 1850-е, Писарев - в 1860-е. Едва утих голос Белинского, появляется Добролюбов и, сообразно меняющейся реальности, начинает развивать идеи Белинского, а затем - для дальнейшего развития - передает их Писареву. Добролюбов стоит во главе своего времени, он оберегает заветы 1840-х годов и подготавливает движение 1860-х.
Критика позволяла Добролюбову высказывать свои взгляды на общественное устройство и тем самым влиять на его развитие. Сейчас, с распространением интернета, такая возможность стала доступна каждому. Но, к сожалению, так мало людей этим пользуется - блогосфера переполнена сплетнями, пережевыванием бытовых неурядиц. Мало кто готов с тем же рвением развиваться в интеллектуальном и культурном плане для того, чтобы направить свои способности на решение актуальных проблем современности.