Контратака на отдельном участке культурного фронта

Nov 14, 2014 00:00



И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба

Большинство культурных событий, которые приходится комментировать (а комментировать их именно приходится, потому что без адекватной оценки подобные вещи оставлять просто нельзя), отличаются или двусмысленностью (см., например, практически любую церемонию награждения в области культуры), или тем, что представляют собой несусветную пакость, как правило, в форме антихудожественного фарса (см. радио Шансон или «Утомленные солнцем» со «Сталинградом»), или тем, что к искусству и культуре отношения не имеют в принципе (см. Пуси Райот и мега-художник Лоскутов), являясь элементами политических технологий, элементами информационно-психологической войны. А некоторые «культурные» события вообще заточены под тотальную зачистку в человеческом сознании всего собственно человеческого (см. европейские каннибал-шоу или выставки одного продвинутого немецкого доктора - художника по трупам). Реже мы касаемся темы т.н. поп-культуры или массовой культуры, поскольку там приёмы попроще, всё более прозрачно. Хотя, конечно, и там используются далеко не всегда простые и очевидные ходы.

И вот возникло культурное событие, которое выбивается на общем фоне. Событие не очень крупное и в основном сетевое. Это - фольклорный ансамбль «Белое злато». Вот, например, их страничка вконтакте. В принципе, ничего сверхнеобычного. Пять девушек, студенток Норильского колледжа культуры и Московского гос. университета культуры и искусств, где они специализируются на народном вокале, исполняют народные песни. Собственно говоря, чему их учат - то они и поют. Высшие и средние музыкальные учебные заведения у нас, слава Богу, еще есть. «Народников» там тоже, слава Богу, по-прежнему готовят. Даже несмотря на все успехи «реформ» в образовании и культуре. Да и выступления фольклорных коллективов на различных площадках тоже не такая (пока еще) редкость. И, тем не менее, по ряду признаков «Белое злато» - это своего рода феномен, событие, заслуживающее отдельного рассмотрения.

Мы ни в коем случае не претендуем на полноценный анализ их выступлений. У нас в стране есть профессионалы - люди с профильным образованием и соответствующим багажом, которые могут это сделать очень грамотно. Мы хотели бы здесь заострить внимание на некоторых аспектах восприятия слушателем их творчества.
Вот - пять студенток, которые поют преимущественно русские и украинские народные песни. Да, они очень молоды и очаровательны. Но, повторимся, в любом крупном городе есть соответствующие вузы и училища, и красивые девушки в них тоже обязательно есть. А еще есть, наконец, большое количество состоявшихся прекрасных коллективов и отдельных талантливых исполнителей. Что же привлекает внимание именно в этом ансамбле?

Прежде всего, бросается в глаза то, что в большинстве роликов они исполняют народные песни буквально на ходу - где-то рядом, кажется, с Красной площадью, на набережной (канал Грибоедова?), на площади, в торговом центре, в кинотеатре, в парке, в вагоне метро, в купе поезда. Вокруг не собирается толпа поклонников. Вообще слушателей почти не видно. Наверняка, кто-то, проходя мимо, задерживается, чтобы насладиться прекрасным вокалом, но на записях они обычно не обнаруживают своего присутствия. Никаких тематических сценических костюмов - девушки просто гуляют по городу, рассматривают достопримечательности, едут в поезде. Ходят по магазинам, в конце концов. И одеты соответствующим образом - повседневно и мило. В этом, как справедливо отмечается комментаторами в соцсетях, их «фишка». И вот здесь начинается самое интересное.



Во-первых, спонтанность, сквозь которую проступает обезоруживающая искренность. Профессионализм, сочетающийся с простой, ненавязчивой, но преданной и нежной любовью к тому, что ими исполняется. Какой-то еще почти детский восторг, детский бескорыстный интерес к жизни, ко всему, что их окружает. Такая же открытая детская радость во взглядах, улыбках, жестах, интонациях.

Во-вторых, визуальное, чисто внешнее изящество певиц. Очень часто в сценических образах исполнителей народных песен акцентируется, если так можно сказать, внешнее дородство (вспоминается рассказ И. Андроникова о том, как его представлял Горькому А. Толстой со словами: «Здравствуйте, Алексей Максимыч! Я привез тут к вам одного человечка забавного», - на что Горький ответил: «Да я и сам понимаю, что одного. Поскольку себя, вероятно, к категории „человечков“ не относите. Этому определению мешает не только физическое дородство Ваше, но огромный и отличный талант Ваш!»). С одной стороны, это, безусловно, правильно. Крестьянский труд тяжел, он требует здоровья и выносливости. С другой стороны, крепкая и здоровая девушка или крепкий и здоровый молодой человек - это совсем не тождественно какой-то нарочитой монументальности силуэта - тут запросто можно «перегнуть» и в другую сторону (есть такая переделанная цитата: «твоя фигура подобна шторму»).

Здесь же мы видим именно изящных и красивых молодых девушек. И это имеет огромное значение для восприятия современным слушателем, особенно молодым слушателем, народной музыки вообще. Это делает народные песни ближе, роднее, понятней, пробуждает в зрителе здоровый - подчеркиваем: здоровый - интерес.



Людмила Зыкина - великая певица, наверное, самая великая в этом жанре, но это не значит, что надо каждый раз копировать ее сценический образ точь-в-точь. «Белое злато» разрушает существующую в подсознании молодежи монополию образа фольклорного исполнителя как заматеревшего человека средних лет с внушительными габаритами (а это, повторимся, вполне нормально, если только при этом не настаивать, что может быть только так и никак иначе) и выводит образ стройной, нравственно и физически здоровой, простой (как противоположность наносному, вычурному, неискреннему) и красивой девушки. Образ, бесконечно привлекательный.

Поскольку в таких вопросах сегодня имеет большое значение мнение молодого зрителя, отдельно можно отметить еще один момент. Это - противопоставление эстетики «Белого злата» наиболее растиражированным на ТВ образам, созданным усилиями Бабкиной и Кадышевой. Мы не ставим под сомнение их профессионализм (например, есть эпизод в очень неплохом и опять сегодня очень актуальном советском фильме «ТАСС уполномочен заявить», где Бабкина в составе небольшого фольклорного ансамбля прекрасно исполняет известную народную песню). Однако, выступая на протяжении последних 20 лет каждую неделю в сборных концертах на центральном телевидении, а также на всех «праздничных» концертах, они сделали очень много для того, чтобы своей разухабистостью, переходящей в развязность (в стиле «сами вы халда, сударыня, корова вы этакая»), отвести интерес, прежде всего, молодого зрителя как можно дальше от темы народного творчества.



Убить и похоронить интерес молодежи к фольклору. Маргинализовать этот интерес там, где почему-то его нельзя убить. Маргинализовать и вытравить оттуда всё содержание. Нет подлинности, нет искусства, есть какой-то специфический приблатненный лубок в стиле «русские народные, блатные хороводные». Какая-то часть старшего поколения всё равно это слушает, а молодежь - не должна даже смотреть в эту сторону. Нравятся народные песни? - Значит ты гопник, быдло, дебил, тупорылое путинское большинство, поганый совок (нужное подчеркнуть). Постперестроечная, с позволения сказать, культура разрывала связь времен и в этом вопросе.



Кстати, небезынтересно пронаблюдать, как это совокупное национальное, глубоко находящееся где-то внутри, неожиданно иногда прорывается в сознании столичных тусовщиков от искусства. Например, в «Особенностях национальной охоты/рыбалки» и даже в пригламуренном, хотя и не лишенном определенного содержания, «О чем говорят мужчины» (и там, и там - песня «Черный ворон»). Этакая коллизия «притяжения-отталкивания».

Возвращаясь к Бабкиной, Кадышевой и им подобным, надо сказать, что корень зла, конечно, не в них. В конце концов, они достаточно профессиональны, и если захотят, то, наверное, они могут спеть и хорошо: «вы хочите песен - их есть у меня». Речь про общую компанию по дискредитации всего подлинного, в данном случае - подлинно русского, народного, национального: «балалайка, водка, мат - вот вся ваша русскость! сплошные дикость и варварство».

И такое противоядие, как «Белое злато», тут совершенно необходимо: ни тени фальши, ни тени пошлости - всё очень искренне - и в веселье, и в грусти. С чувством меры и художественным вкусом, с любовью и уважением к своему предмету.

Конечно, есть абсолютно замечательные и большие коллективы, действительно пропагандирующие на очень высоком уровне народное творчество - Моисеева, Пятницкого, «Березка». Но это несколько другое направление, которое отличает, прежде всего, академизм и крупные формы. Здесь же - камерный коллектив, который с принятой ими манерой исполнения становится невероятно близок зрителю.

В-третьих, и, может быть, в-главных. То, что считается основной «фишкой» коллектива - спонтанные выступления в самых разных местах без особых зрителей даже при большом скоплении людей - оказалось тем элементом, который, выходя за пределы обычной «фишечности», наверное, составляет главное художественное и идейное содержание их творчества. Дело даже не в том, что, глядя на простых и симпатичных девчонок, великолепно исполняющих песни на улице в совершенно простой и будничной обстановке, воспринимаешь их как «девчонок с нашего двора», что, кстати, само по себе уже хорошо и правильно. Дело даже не в этом противопоставлении «будничная обстановка - великолепное исполнение», при том, что это исполнение, безусловно, уровня профессиональной сцены, а никак не улицы.

Главное состоит в возвращении русского фольклора в наш, сегодняшний день в понятной и привлекательной форме без каких-либо компромиссов или уступок, идущих в ущерб содержанию. В признании тем самым своего богатейшего культурного наследия, в пробуждении народных национальных истоков в сознании людей, в актуализации и утверждении элементов народной культуры как самоценных сегодня, абсолютно современных и актуальных. Сделанные девушками записи песен обнаруживают поразительную органику народной музыки с сегодняшним днем и с той конкретной обстановкой, в которой они исполняли эти песни - с обстановкой, которая, казалось бы, не должна была иметь ничего общего с подобным творчеством. Для многих и не имела до тех пор, пока не состоялся этот акт освящения. «Всё те же мы», и это - наши люди, наша природа, наши города, наши песни, наша Родина, наша история. Не возникает и тени ощущения того, что на фоне современного города современно одетые девушки поют как-то странно, как-то не так и что-то не то. Что здесь так не принято, что это надо петь в специально отведенных местах. Что сегодня это не может быть интересным, не может по-настоящему взволновать. И крайне важно то, что здесь имеет место именно актуализация подлинной народной традиции, и не имеет места каких-то скрытых контр-модернистских призывов разорвать с цивилизацией и вернуться в далекое прошлое.



То, что является одним из центральных политических вопросов сегодня - единство русской истории - со своей стороны «златки» художественно оформляют в своем творчестве. Хотя это, наверняка, делается ими совершенно непредумышленно. Но сама нить - от собственно русской народной песни через знакомую с советского времени большинству зрителей манеру исполнения, которую сегодня можно услышать в старых советских фильмах («Отчий дом», «Тихий дон» и многих других) к современности, где это оказалось живо и востребовано. Благодаря выстоявшей системе советского музыкального образования. Благодаря неистребимому русскому духу, проклинаемому и ненавидимому нашими вестернизаторами. И сегодня народные песни в их исполнении вновь завоевывают сердца новых зрителей уже посредством Интернета.

В заключение еще раз повторимся, что мы хотели сказать лишь о некоторых впечатлениях от события, которое появилось в сети и как-то так, не очень громко и бурно, но набирает поклонников. Мы, избави Бог, не призываем всех срочно надеть кокошники и уехать в деревню. Ни в коем случае не говорим слова худого в адрес других музыкальных жанров, современных в том числе. Мы также не претендуем на какой-либо музыкальный анализ творчества этого коллектива. И не знаем, как будет складываться их дальнейший творческий путь, как сложится судьба коллектива в Москве, где само их творчество по определению «перпендикулярно» мировоззрению львиной части московской богемы, ненавидящей свой народ и его культуру. Богемная столичная среда вообще крайне специфична, и чаще всего она меняет людей не лучшим образом. Мы не знаем, сумеют ли они выстоять и сохранить верность тому идеалу, которому служат сегодня, или со временем всё это повернет в кадышевско-бабкинское русло в каком-нибудь «Субботнем вечере» с каким-нибудь Николаем Басковым. Не знаем их взглядов и пристрастий. Мы видим только то, что они поют сегодня и как они поют.

С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что у нас в стране всегда было и остается и сейчас много замечательных исполнителей народных песен. Однако, как это часто бывает, вдруг появляется нечто такое, что, казалось бы, совсем немного добавляет к уже сделанному, а в результате происходит то, что в философии называется количественно-качественным переходом.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть главное: подобные явления могут оказаться теми точками роста, которые сейчас абсолютно необходимы. В данном случае - на конкретном участке культурного фронта, где пять девушек, скорее всего, даже не подозревая об этом, перешли в неожиданное контрнаступление.

А очаровательным «златкам» от всей души пожелаем счастья и творческих успехов!



PS: Как говорится, к вопросу о. Настоятельно рекомендуем внимательно ознакомиться с текстом советской песни «Огней так много золотых», стилистически отсылающей к русскому фольклору. Очень часто любовь трактуется чуть ли не как война - списывает любые издержки. Особенно в постперестроечной культуре, где вообще постулируется принцип «бери от жизни всё». А уж если мотивацией поступков является не материальное приобретение, а чувство к другому человеку, то это фактически индульгенция. И влюбленный персонаж может идти к своей цели, не считаясь уже ни с чем и ни с кем.

Не так в советской культуре - и героиня этой песни, влюбленная в женатого человека, не только отказывается добиваться его, не только не открывает ему своих чувств, но всеми силами стремится скрыть от него свои чувства: «я от себя любовь таю, а от него тем более». Она понимает свою ответственность за последствия: «с любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться». Она жертвует своей любовью ради высшей любви, высших идеалов. Идеалы эти - порядочность, честь, счастье чужой для нее семьи, чужих для нее детей. Более того - героиня песни тем самым оберегает счастье не просто чужой для нее женщины, а своей соперницы! Как только любовь твоя, личная, к конкретному человеку вступает в противоречие с любовью высшей и вытесняет её - любовь исчезает, превращаясь в одержимость. И поэтому героиня песни оберегает того, кого любит, от искушения, от неверного поступка. Это - советский человек, это - советская и абсолютно христианская мораль, это - духовность.

Ну, а в фильме «Дело было в Пенькове», где прозвучала эта песня, наглядно показано, что бывает, когда личная страсть берёт в человеке верх над высшей любовью. Очень показательно. И, что характерно для произведений соцреализма, очень точно, тонко и вместе с тем доходчиво.

культурный фронт, культура, народные песни, Белое злато

Previous post Next post
Up