95 лет назад, 27 августа 1919 года, кинематограф впервые в истории был привлечён для решения задач государственного масштаба и поставлен на службу во имя всеобщего народного блага.
27 августа - День российского кино, а если учесть, что все шедевры отечественного кинематографа появились именно в Советскую эпоху, то правильнее всё-таки сказать «День советского кино». Как случилось, что всё цивилизованное человечество отмечает Международный день кино в декабре, приурочив его к дате первого публичного киносеанса, организованного братьями Люмьер, а мы считаем куда более важным в истории кинематографа другое событие?
Все, кто видели советское кино, понимают, что это кино особенное, его не спутать ни с французским, ни с итальянским, ни с индийским, ни с американским, ни даже с российским. А если вспомнить награды, полученные нашими кинематографистами на международных фестивалях, и истории зарубежного проката наших фильмов, то сомнений в том, что мы в своё время достигли больших высот в этой области, вообще не останется.
О том, как создавались фильмы, ставшие сегодня классикой, написано и рассказано очень много. Сегодня хочется упомянуть о другом: благодаря чему в такой стране, как Россия, после прихода к власти теперь непопулярных большевиков возникло всё то, что мы знаем как Советское кино.
Часто полагают, что началось всё со знаменитого высказывания вождя революции, некогда озвученного в беседе с наркомом просвещения молодого советского государства: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Понимание огромной силы воздействия киноискусства на массы трудящихся пришло к большевикам не сразу. А кинематографисты того времени видели кино, скорее, как коммерческий аттракцион, нежели как средство воспитания и просвещения. Именно по причине недооценки роли кино в общественной жизни, кинодело в стране после революции продолжало развиваться, по большей части, лишь как способ развлечения публики, не особо требовательной к содержанию зрелища. Вряд ли любимое нами Советское кино смогло бы возникнуть и вырасти в таких условиях. Кино бы, конечно, было, но каким бы оно стало, пройдя путь до сегодняшнего дня? Возможно, и зарубежное кино не достигло бы своих высот, не чувствуя конкуренции с советскими кинолентами?
Кинематограф в начале ХХ века.
Рекламное объявление в журнале Вокруг света (1908 г.)
по духу очень напоминает те, что появились
в период перестройки в видеосалонах.
Ощущение того, что от кинематографа больше вреда, чем пользы, и вред этот губит все планы по строительству общества нового типа на корню, пришло к большевикам хоть и не сразу, но очень своевременно. Показательно, что в этом вопросе их взгляды мало отличались от мнения императора Николая II, который в своё время неоднократно отмечал особо вредное влияние кинематографа на молодёжь и даже дал своё согласие на национализацию кинодела в стране в условиях войны (в начале 1916 г). Решительных действий к реализации такого намерения не последовало, и кинодельцы в России продолжили своё пагубное и разлагающее влияние. В отличие от монарха строители светлого будущего не были намерены мириться с очередным пороком и терпеть его присутствие как неизбежность, привнесённую прогрессом. Видя огромную силу воздействия на сознание народных масс и понятность кинематографического языка для широких слоев общества, большевики решили использовать кино как инструмент воспитания и просвещения. Так в первые месяцы Советской власти при Отделе внешкольного образования Наркомпроса был создан подотдел кино (Киноподотдел), который на первых порах и занимался этим серьёзным вопросом.
Чтобы получить сколько-нибудь ощутимые результаты в масштабах страны, молодому советскому кинематографу нужно было преодолеть большие трудности, связанные, в первую очередь, с нежеланием кинопредпринимателей сотрудничать с новой властью и несогласием с новой ролью, отведённой для кино в новом обществе. Вопрос сдвинулся с мёртвой точки после принятия программы партии, ряда резолюций и постановлений на VIII съезде РКПб в марте 1919 года, где кинематографу была определена особая роль в деле просвещения и воспитания. В результате, 27 августа 1919 года вышел декрет СНК РСФСР о национализации кинодела, согласно которому все кинематографические и фотографические предприятия на территории страны передавались в ведение Народного комиссариата по просвещению.
Именно с этого дня начинается история Советского кино. В стране шла гражданская война. При огромном дефиците материальных ресурсов и квалифицированных кадров Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), действующий с мая 1918 г. как отдел Наркомпроса, получил в своё распоряжение остатки кинопредприятий, разграбленных прежними владельцами, не пожелавшими расстаться со своей собственностью, и в таких тяжелейших условиях начал заниматься организацией нового, очень необходимого для России на тот момент дела.
Позже, А. В. Луначарский вспоминал слова Ленина, произнесённые в 1922 году: «Если Вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место. По мере того как Вы встанете на ноги, благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, Вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того - в деревне...».
Спустя 60 лет, в 1979 году, когда уже были все основания считать задачу, поставленную перед советским кинематографом выполненной, Президиум Верховного совета СССР указом от 29 августа учредил ежегодный праздник День советского кино - 27 августа.
В 80-ых событие было увековечено мемориальной доской в фойе одного из ленинградских кинотеатров.
Сам кинотеатр, как и многие другие теперь, не действует.
Крупнейшая в мире киносеть Советского Союза насчитывала порядка 157 000 киноустановок. Как в те времена, так и сегодня, это является заоблачной мечтой любой кинопрокатной компании. Кинотеатры, кинозалы и киноустановки действовали практически во всех городах, посёлках и сёлах страны, на водном и железнодорожном транспорте, на предприятиях, в военных частях и в учебных заведениях, обеспечивая возможность увидеть тот или иной фильм даже в самых отдалённых уголках нашей необъятной Родины.
Для сравнения: сегодняшний российский кинобизнес, представленный несколькими частными сетями и отдельными кинотеатрами, в общей сложности насчитывает не более 2 300 действующих кинозалов. Крупнейшая российская сеть «Синемапарк» имеет в своём распоряжении 281кинозал. Учитывая, что современные кинотеатры делают многозальными (бывает что число залов в одном кинотеатре доходит до 10-15 шт.), можно констатировать факт наличия кинопоказа только в крупных городах и посёлках РФ, а на основной части территории страны полное отсутствие возможности увидеть какой-либо фильм на большом экране.
Советские кинозалы при столь большом их количестве не испытывали дефицита в публике. Часто полагают, что это вызвано отсутствием в той эпохе интернета и наличием ограниченного количества программ на телевидении. Но есть мнение, что это связано с особым качественным содержанием тех фильмов, которое в сегодняшней кинопродукции полностью утрачено. После появления телевидения в капиталистических странах, в частности в США, число зрителей в кинотеатрах сильно сокращалось. В СССР этого не произошло.
Афиши кинотеатра «Родина» (Запорожье начала 60-х).
Концертный ансамбль и читальный зал рижского кинотеатра «Комъяуниетис» (1952 год).
Поход в кино для советского человека, в отличие от современного, был ещё и культурным мероприятием.
Каким-то чудом сохранившийся стенд в кинотеатре Авангард, город Серебрянск (Восточно-Казахстанская обл. 2009 г.)
и альбом из законсервированного кинотеатра «Минск» в Москве (2009 г.).
Стенды и витрины отечественных кинозалов когда-то наполнялись содержанием не менее интересным, чем сами фильмы, представляемые широкой публике, а профессиональный эстрадный оркестр был обязательным атрибутом многих кинотеатров.
Совсем недавно, в январе, свой 90-летний юбилей отметила первая фабрика Госкино СССР, она же крупнейшая киностудия страны, легендарный и всемирно известный «Мосфильм». Далее некоторые фотографии из архива журнала LIFE, выполненные Дмитрием Кесселем в цехах и на съёмочных площадках Мосфильма в 60-х годах ХХ века. Часть из них вошли в двадцатистраничный репортаж, посвящённый главной киностудии СССР, опубликованный в журнале LIFE, 7 апреля 1967 г.
Этапы работы над фильмом «Война и мир».
«Советская актриса не обязана быть сексапильной. Светлана Светличная прекрасна, но ценным активом „Мосфильма“
она - в свои 25 - стала, прежде всего, благодаря своему таланту», - писал американский журнал LIFE в 1967 г.
(фото сделано на съёмочной площадке фильма Стряпуха).
Лариса Шепетько и Элем Климов в период работы над фильмами «Крылья» и «Похождения зубного врача».
Александр Зархи и Ия Саввина работают над фильмом «Анна Каренина».
Маргарита Пелихина на съёмках фильма «Дневные звёзды».
Александр Алов и Владимир Наумов в работе над фильмом «Скверный анекдот».
На съёмочных площадках фильма «Директор».
Аждар Ибрагимов руководит процессом на съёмках фильма «26 бакинских комиссаров».
Работа над фильмом «Андрей Рублёв».
На съёмках фильма «Девочка на шаре». Часто говорят, что Ленин отмечал особую роль среди искусств
не только для кино, но и для цирка, который в советскую эпоху также был в большом почёте и достиг своих высот.
Этот фильм - одно из подтверждений тому.
«Сказка о царе Салтане».
«Айболит-66» - на съёмочной площадке. Советские фильмы для детей это не просто кино мирового уровня, это ещё и кино на все времена. Даже ярый антикоммунист Папа Римский Иоан Павел II под впечатлением от произведений нашей отечественной мультипликации рекомендовал показывать детям советские мультфильмы, дабы воспитывать их в духе гуманизма.