Не всё то золото…

May 24, 2014 23:00



Близится конец учебного года и многие вспоминают о недавней отмене государственных наград за хорошую учебу в школе. В программе «Вести Сибири» на телеканале «Россия-1» вышел большой сюжет, посвященный этой теме (c 7:43). Люди высказывали озабоченность по данному вопросу, детей, дескать, нужно поощрить. Говорили, что во многих городах вводят региональные награды, денежные премии или хотя бы выдают красные аттестаты.

Было непонятно, почему этому вопросу уделяют столько внимания, пока одиннадцатиклассница из Бурятии не сказала в интервью:

«Для любого ученика это большое достижение: получить золотую медаль. Это показатель того, как он старался, как он прилагал усилия, чтобы ее достичь. Если ее отменят, мне кажется, дети просто лишатся мотивации учиться и желания просто получать хорошее образование».

После чего корреспондент подвела итог, сказав, что эта награда для школьников «в первую очередь знак собственного престижа».

То есть престиж - это ЕДИНСТВЕННАЯ причина хорошо учиться? Но ведь отличная учеба - это далеко не единственный путь к престижу в его современном понимании. Многие считают, что основной способ достижения этого - обретение большой суммы денег (не важно, откуда, главное - большой). И получается, что образование - это такие понты для бедных (пока еще у нас бедные могут его получить). Тот, кто не смог украсть, или, на худой конец, сделать карьеру в шоу-бизнесе, может потешить свое эго, получив золотую медаль в школе. Точнее мог, а с этого года мотивации учиться нет вообще. Государство не может объяснить детям, зачем им нужно получать образование.

По официальной статистике сейчас в некоторых регионах России значительный процент безработных имеет высшее образование (например, в Красноярске - 46 %), следовательно, у нас в данный момент образование не повышает конкурентоспособность человека на рынке. Но этот интересный выверт постсоветского общества мы обсудим в другой раз. А сейчас скажем, что, не выходя за рамки либеральной парадигмы, невозможно объяснить российскому ребенку, зачем ему нужна учеба.

Объяснение необходимости учиться через повышение конкурентоспособности ущербно, даже если соответствует действительности. На Западе такой подход привел к распространению настолько узкой специализации, что выход новой прошивки на станок - повод для трехнедельного переобучения на специальных курсах.

Образование становится действительно необходимым, если человек ставит для себя цели более масштабные, чем обогащение, статус и т.п. Цели, которые невозможно достичь в одиночку. Тогда государство выступает, как средство реализации этих целей. Тогда человек учится не для получения зарплаты, а для того, чтобы способствовать успеху своей страны. И в Советском Союзе медали вводились как знак отличия для тех, кто мечтает существенно продвинуть свою страну в какой-либо области. А результат такого подхода многие до сих пор называют «русским чудом».

Люди хотели получить хорошее образование, чтобы использовать его на благо Отечества. И сделали это. А если бы они хотели просто комфорта и престижа?

образование, общество, ценности

Previous post Next post
Up