В современной поп-культуре достаточно заметно просматривается тенденция, в которой главными героями сериалов становятся люди, имеющие несколько криминальное настоящее. Особо стоит обратить внимание на сериалы Breaking Bad («Во все тяжкие») и Dexter («Де́кстер»)
Когда я узнал об этих сериалах в интернете, меня заинтересовала причина их популярности и я решил ознакомиться с содержанием. После просмотра первых серий мне стало ясно, что содержание сериалов имеет однозначно негативный подтекст, и я пришел к выводу, что стоит разобрать содержание поподробнее и написать о сериалах статью.
Ещё в самом начале сериала в глаза бросается вся безысходность жизни «Уолтера-учителя», его мрачные будни, не нужные никому уроки химии, сын-инвалид, подработка на автомойке и его бледность на собственном юбилее, который завершается ещё более мерзкой сценой в постели с беременной женой: она безынициативно пытается возбудить рукой, попутно продавая вазу на интернет-аукционе. Все абсолютно противоположно у «Уолтера-наркохимика»: едва он видит своего ученика, который чудом не попадает под полицейскую
облаву, как начинает играть веселая музыка. Его первый продукт получает превосходную «оценку», и даже убийство он совершает как-то легко и непринужденно, а потом ещё и цинично рекомендует, какую кислоту нужно взять, чтобы растворить труп. За весь сериал Уолтер не испытывает угрызений совести от занятия, которое губит жизни людей, бесконечных убийств, которые он совершает лично и после всего умирает в конце. Но это нельзя считать справедливостью, потому что ни химик, ни его подмастерье не понесли настоящего наказания.
Ознакомившись с развитием сюжета сериала «Декстер», я обнаружил некоторую однообразность происходящих в нем событий (украл-выпил-в тюрьму (щутка)), и решил описать только героя и окружающих его людей.
Главный герой - полицейский судмедэксперт Декстер, который в качестве хобби занимается самосудом с особой жестокостью. Делает он это не по собственной воле, а по велению голоса, который призывает его убивать. Виной всему события, произошедшие с ним в детстве, а именно - жестокое убийство родителей у него на глазах, после которого он замкнулся и стал шизофреником. После смерти родителей его взял под опеку «Лучший полицейский Майами» Гарри Морган, который, обнаружив его наклонности, составил для Декстера некий «кодекс Гарри». Согласно кодексу, Декстер убивает только тех, кого считает преступником.
Главный герой сожительствует с женщиной, у которой двое детей. Ему не интересен секс, он видит в нем что-то не эстетичное, а его сожительница боится им заниматься после того как её долго насиловал её предыдущий супруг. Декстер вообще не умеет испытывать эмоции, он конечно умеет играть их, но только, те которые показаны ему опекуном, для того, чтобы он не выделялся среди окружающих. К концу сериала Декстер узнает, что дети его сожительницы тоже страдают той же разновидностью шизофрении, что и он, и тоже учит их этому пресловутому «кодексу Гарри». Весь сериал Декстер либо убивает, либо ищет маньяков, с которыми находит на удивление много общего. Люди, которые в моральном плане являются положительными, в сериале показаны как плохие и мешающие Декстеру вершить свой великий суд над мерзавцами, которых по-другому не достать. Сам же герой восхищается работой убийц, тем как они убивают своих жертв, как разлетаются брызги крови, (а его основная работа как раз составление картины происходящего по следам крови), тем, насколько искусно маньяки скрываются от правосудия.
Сама концепция присвоения роли героя личностям, ей не соответствующим, обкатывалась достаточно долго прежде чем выйти на подобный уровень, через фильмы, сериалы и даже комиксы. Наиболее популярный сериал из этой серии - это «Доктор Хаус», ведь если отмести все его героические усилия по борьбе с малоизвестными и трудно диагностируемыми болезнями, то перед нами предстанет наркоман, алкоголик, агрессивный социопат с отсутствующим чувством меры и безмерно раздувший свое эго. То есть человек который без его «геройской составляющей» был бы не привлекателен и скорее всего занимал бы другую сторону стандартного противостояния добра со злом. Кроме этого можно вспомнить серии комиксов, посвященные Антигероям, которые до открытия издательства
Dark Horse могли похвастаться разве что
«Карателем» - бескомпромиссным борцом с преступностью, ветераном войны чью семью убила мафия и он пошел мстить. Кстати из википедии я узнал, что в одной из веток комиксов он случайно убьет однозначно положительного персонажа, одного из самых старых американских комиксов,
«Капитана Америку», в чем присутствует определенный символизм. После открытия студии Dark Horse, которую даже прозвали
«чёрным марвелом», количество комиксов, повествующих о мрачных личностях под стать изображенному в них мрачному миру, пропитанному насилием, стало расти в геометрической прогрессии.
Итак, я считаю что пора сделать выводы. Оба сериала, которые мы ранее рассмотрели, повествуют о людях с криминальным настоящим, не мелких жуликах или картежниках, а о маньяке и производителе наркотиков. Герои занимаются своим делом со всей отдачей, прячут хобби от окружающих, продолжают «жить как все». Огромные толпы фанатов, миллионные рейтинги, престижные кинопремии, и никого не смущает, что сериалы сняты про тех, кто нарушает все морально-этические нормы. Кто-нибудь может себе представить, что он будет восхищаться работой нарколаборатории и восхвалять её сотрудников? А интернет пестрит инструкциями, как сделать синие кристаллы (к счастью не наркотики, а просто имитаторы). Или представьте, что в городе завелся маньяк. Убивает он, допустим, исключительно проституток, но остальные жители тоже вряд ли будут чувствовать себя в безопасности и спокойно разгуливать по улицам тёмными вечерами. Сам факт его присутствия заставляет опасаться, независимо от того, принадлежите вы к его «целевой группе» или нет. Потому что маньяки непредсказуемы и зачастую психически ненормальны. А в интернете полно инструкций по изготовлению «синего льда» и различных подражаний сериалу про маньяка. Люди привыкают сопереживать тем, кого раньше могли только линчевать: за загубленные жизни, за убитых родственников или друзей (Декстер не выкладывает на всеобщее обозрение информацию о его жертвах, и для окружающих они остаются нормальными людьми, которых убил неизвестный маньяк).
Только представьте себе: миллионы фанатов сериала уже плохо различают границы дозволенного. Тысячи учителей химии по всему миру страдают от вопросов о том, умеют ли они варить метамфетамин (к счастью, судмедэкспертов пока не достают вопросами о том, убивают ли они тех, кого не посадили из-за недостатка улик).
Через создания подобной поп-культуры, основанной на демонстрации негативных образов на месте героев, нам пытаются представить образ «современного героя» - не того, кто рискуя своей жизнью спасает других, или хотя бы тратит все силы для достижения общего блага, а морального урода, который упивается удовлетворением своего эго. В этих сериалах под понятием героизма подразумевается хоть какое-то действие в сравнении с принятой нормой жизни человека-потребителя, основную часть деятельности которого составляет её отсутствие или имитация. Под новое общество создаются новые герои, или наоборот, через новых героев обществу прививаются новые нормы, зарождая в головах людей мысли с помощью которых можно отодвинуть нормы морали.
Оригинал взят у
seregalk в
Новые «герои» для «нового человека».