Замшелые фотографии и попытки десоветизации сознания

Feb 08, 2014 20:00




фото с сайта “РИА-Новости”
7 февраля в «Сибирском центре современного искусства» открылась фотовыставка «Манифест ТРИВА». Это выставка группы «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТРИВА», организованной в 1980 году Владимиром Воробьевым, Владимиром Соколаевым и Александром Трофимовым в Новокузнецке. С 1982 года эти фотографии в нашей стране не выставлялись, и теперь руководство СЦСИ решило восполнить сей страшный пробел в культурном багаже современников.

Предваряла выставку пресс-конференция: зал был наполнен странно одетыми, побритыми и подстриженными людьми (видимо таким способом выражающими свою причастность к миру искусства).

Сама выставка содержит около двухсот фотографий 70-80х годов прошлого века, сделанных на юге Кузбасса. На снимках изображено то, что авторы посчитали нормальным, повседневным бытом обычного советского человека того времени.



Просматривая выставленные на выставке работы, приходишь к выводу, что авторы пытались изобразить что-то, похожее на соцреализм, но выбирали при этом наименее привлекательные образы. На большинстве работ с изображением женщин можно видеть полноватых дам предпенсионного или пенсионного возраста, молодые же, как правило, с искаженными гримасами лицами или во время выполнения тяжелого труда. Среди рабочих завода, на котором работали фотографы, предпочтение почему-то отдано именно коксовому цеху, являющемуся самым грязным из всех на самом большом предприятии в стране. А на фотографиях с праздников или обычных дней обязательно присутствуют грязь, мусор и обшарпанность, будь то раскисшая после оттепели придомовая территория, или внук с дедом-ветераном, запечатленные на фоне котлована со сваями, который немного занесло мусором.



На конференции был только один автор из трёх - Владимир Соколаев. Также там были Евгений Иванов (координатор выставки) и тот, кому приписывают заслугу обнаружения этой всеми забытой творческой группы, - Анна Терешкова, глава выставочного центра, а также Сергей Самойленко, являющийся координатором выставочной площадки.

По мнению организаторов выставки, исключительность этим работам придает то, что они не являются постановочными и не подвергались редактированию (хотя ряд фотографий всё же создает впечатление постановочности). По словам организаторов, причиной появления группы было желание фотографов выставляться за пределами СССР, что в итоге стало, по их мнению, поводом для гонений на группу. Было сказано, что это первая выставка авторов за государственный счет, и что Новосибирск четвертый по счету город после Томска, Красноярска (где на биеннале выставка была признана лучшей) и Санкт- Петербурга. Участники конференции многократно заявляли о том, что все другие фотографии сделанные в СССР 80-х годов как документальные, являются на самом деле исключительно постановочными, и только на выставке «Манифест ТРИВА» можно увидеть настоящий СССР.



Анна Терешкова, вступив в дискуссию, заявила, что она стремится выставлять только сибирское искусство, чтобы было, как она выразилась, «made in Siberia», и что к такому искусству относятся фото «ТРИВА».

Надо заметить, что обсуждение выставки скорее было похоже на диалог двух старых знакомых, потому что в основном выступал престарелый мужчина, который не представился, но несомненно был хорошо знаком участникам конференции. В промежутках между воспоминаниями о диссидентской молодости выступающие рассказывали что-нибудь плохое о Советском Союзе, что непременно заканчивалось аплодисментами зала. Представили присутствующим и внучку Владимира Воробьева, которой достались все его работы (приблизительно 35000), и рассказали о том, что планируют постепенно выставить их все.

В завершение слово взяла Анна Терешкова: она говорила о пользе такой выставки, о том, что она позволяет показать советскую действительность детям, и что надо обязательно водить на выставку школьные экскурсии, а также, что благодаря этой выставке, можно показать подросткам, влюбленным в Советский Союз, что жизнь там была не такой, как им рассказывают.

Что можно было бы ответить Анне Васильевне? Что влюбленные в Советский Союз подростки знают о жизни в СССР достаточно и подобной выставкой их отношение к Родине вряд ли можно изменить. А единственное, о чем действительно рассказывают эти снимки - внутренний мир их авторов. Да, некоторые из представленных на выставке фотографий действительно вызывают шок или отвращение, но вовсе не тем, что на них изображено, а тем, какой именно момент и ракурс решил выбрать фотограф. Когда представляешь себе, что должно твориться в сознании человека, который делает подобные снимки - становится и страшно, и противно. Фотографов можно было бы пожалеть, но зная, что они мечтали выставлять подобное, причём даже за границей, становится ясно, что это не столько болезнь души, сколько наглый и подлый расчёт. Это желание сделать себе скандальную карьеру, которое, к счастью, вряд ли когда нибудь будет исполнено. Ведь выставки в «Сибирском центре современного искусства» не могут похвастаться ежедневным аншлагом. Тем более посещают их в основном представители местной «богемы», друзья и родственники авторов и, конечно же, журналисты. Но большинству жителей нашей страны такие выставки попросту неинтересны. А приведённых в этой статье фотографий уже вполне вполне достаточно, чтобы своё мнение о таком «творчестве» мог составить любой желающий.

искусство, СССР, общество, Новосибирск, фотовыставка

Previous post Next post
Up