Святыни и пустота

Jan 17, 2014 11:25




«Бессмысленность жизни»
Александр Трифонов, 1996 год
Третьего дня (15 января) «Газета.ру» опубликовала статью об издевательствах над людьми, пришедшими поклониться Дарам волхвов в храм Христа Спасителя. Её автор рассказывает об ужасной организации доступа к святыне, о 9-часовой очереди, которую пришлось отстоять, о паломниках, которые приезжали на специальных автобусах и так далее.

Сама статья сразу вызывает вопросы. Вполне возможно, что с организацией действительно не всё было гладко. Очень вероятно, что кто-то не успел рассмотреть реликвию подробно. И совершенно точно - кто-то вообще не смог попасть в храм. Но ведь люди, бывало, шли на куда большие издержки ради того, чтобы поклониться святыне. Паломничество на Святую Землю, например, ещё недавно было чрезвычайно длительной и даже опасной затеей. А сейчас недостаточное удобство доступа к священному артефакту, нарочно привезенному в твой город, становится поводом для публичного возмущения. Что это вообще такое?

К «Газете.ру», кстати, вопросов нет - она вполне в своем стиле.

Но это лишь половина картины. Вторая половина - реакция на статью. Приведем некоторые высказывания из социальных сетей:
  • «И никому не нужны были эти дары»
  • «ОНИ НИЧЕГО ЛУЧШЕГО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ!!! ЭТИ ЛЮДИ ТЕРПЯТ МНОГОВЕКОВОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО ВЛАСТИ И НАДЕЮТСЯ И ЖДУТ ЧУДА.»
  • «не понимаю этой религиозной истерии. в холод. с детьми. стоять 9 часов.... ну веришь ты в Бога, верь. он всегда с тобой, если ты веришь. но для чего стоять в давке ради сомнительного счастья поклонится сундуку, чья историческая ценность никем не подтверждена?»
  • «Россияне не готовы стоять зимой на улице ради своей свободы, но будут стоять сутки и в −30 для того, чтобы поклониться какому-то барахлу...»

Отметим, что количество подобных высказываний (сотни) не идёт ни в какое сравнение с количеством людей, пришедших поклониться святыне (сотни тысяч). Тем не менее, слышны эти высказывания по всей стране.

Есть и советы как правильно верить, есть и презрение, есть и откровенная ненависть к людям, пришедшим в храм. Откуда всё это берётся? Давайте попробуем понять.

Сразу бросается в глаза разница между верующими, пришедшими поклониться Дарам волхвов, и теми, кто отпускает презрительные комментарии по этому поводу. Граница между двумя этими типами людей проходит по отношению к ценностям, к жизненным целям и к идеальному вообще.

У верующих это идеальное есть, его содержание определяется православной верой. В рамках этого содержания Дары волхвов имеют сакральную ценность. И человеку, который идеальным обладает (пусть даже не-православным или вообще не-христианским), очень понятно, почему люди тратят время и силы, ограничивают свой комфорт и преодолевают другие трудности на пути к святыне.

А вот люди, у которых идеальное отсутствует, подобным пониманием похвастаться не могут. Но, поскольку они всё-таки люди, так или иначе они эту пустоту ощущают. Они видят верующих, чувствуют в них присутствие идеального и недоумевают - как такое возможно? Разве могут быть какие-то цели, кроме достижения комфорта? Неужели могут быть какие-то ценности, кроме материальных? «Нет! - говорит лишённый идеального человек, - такого быть не может! Потому что в этом случае я должен буду признать свою ущербность, а я не хочу и думать о своей ущербности». Налицо невроз, имеющий очень понятное происхождение и самые печальные последствия.

Вообще, чтобы как следует рассмотреть зияющую дыру на месте своего идеального, требуется определённое мужество. Ужас от созерцания чёрной пустоты таков, что естественная реакция на него - закрыть глаза и убежать. А потом попробовать убедить себя в том, что идеального не существует. Что померещилось. Именно этот ужас слышится в безумных воплях про «тупое православное быдло». И именно он просвечивает сквозь радостный визг атеистов, смакующих хулиганскую выходку идиота, сбросившего реликвию с постамента. Это и есть ужас собственного небытия.

У человека с дырой в душе два пути. Экзистенциальный ужас можно либо попытаться компенсировать, либо преодолеть. Для компенсации подойдут шопинг, бизнес, экстремальные виды спорта, гламур, и так далее. Подойдет также и ненависть к чему-нибудь конкретному или общему. Примеров подобной компенсации можно привести массу. Перебирая различные способы, можно в таком квази-человеческом существовании провести всю жизнь, но всегда где-то рядом будет маячить огромная тень небытия.

А вот для преодоления экзистенциального ужаса требуется не что иное, как любовь. Любовь к людям вообще, любовь к конкретному человеку, любовь к Родине - какая угодно, но обязательно подлинная. Именно она может дать мужество взглянуть на себя со стороны. Именно с ней в жизни появляется смысл. И именно она позволяет заполнить эту самую бесконечную пустоту, позволяя человеку раскрыться по-настоящему.

религия, общество, ценности

Previous post Next post
Up