27 сентября вступил в силу Федеральный закон № 253 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если честно, то закон, как и ожидалось, к науке отношение не имеет. Даже противники Академии это признают: «ни разу не упоминаются слова „лаборатория“ и „научный сотрудник“, а существительное „ученый“ - только в контексте прошлых заслуг, но не сегодняшней работы». Самой же принципиальной частью закона является статья 18 пункт 9 данного закона, в котором говорится о том, что организации Академии наук, Медицинской академии наук и Сельхоз академии передаются в ведение новосоздаваемого федерального органа исполнительной власти. Это нововведение имеет грандиозные последствия. Ведь со времен Петра I, в советский период и до наших дней Академия формировалась и развивалась как государственная система, управляемая общественным образом. В управление системе выделялись огромные фонды (здания, материалы, оборудование), которые требовалось использовать на развитие науки. Новый закон фактически отбирает у Академии ее фонды, и тем самым полностью меняет систему управления наукой. Академия превращается при этом в некий клуб ученых. Станет ли наука развиваться при этом эффективнее? В ведущих СМИ обсуждается опыт научных учреждений, находящихся вне Академии наук: «В последние годы расходы на науку и инновации все время росли, но при этом результаты в целом печальны. Реформы вузов привели к административному укрупнению, а не к росту инициативы и научного творчества, результаты работы „Роснано“ неоднозначны, а про „Сколково“ вообще ничего не ясно.
Хуже всего с неакадемическими центрами - тот же Курчатовский институт, который стал примером одновременно и плохого управления, и непрозрачного (растущего) финансирования, и самой дикой семейственности. Институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), перешедший под управление „Курчатника“, переживает настоящую управленческую катастрофу».
Правда, есть все основания считать, что на самом деле в жизнь претворится еще более скверный сценарий. Ведь институты и земли Академии передаются в руки эффективных менеджеров, которые смогут подыскать для данной собственности более выгодное применение, чем какие-то фундаментальные исследования. Так в Москве многие научные учреждения находятся в престижных районах, а Новосибирский Академгородок давно превратился в зону строительства элитного жилья. Почему бы не снести часть институтов для строительства новых кондоминиумов или бизнес-центров?
Напрашиваются параллели с сердюковскими реформами армии. Ведь тогда тоже распродавалось армейское имущество направо и налево. И вот уже в интернете новое федеральное агентство называют Академсервисом, по аналогии с печально известным Оборонсервисом. Что ж Сердюков сейчас под следствием, Ливанов еще министр.