Нас собрали здесь прежде всего последние инициативы власти в области реформирования академии наук и системы образования. Но было бы неправильно сосредоточиться только на этих инициативах.
Во-первых мы не можем отделить их от контекста в котором они происходят, от того курса, который проводился в отношении науки и образования в последние десятилетия.
А во-вторых мы не можем отделить проблемы науки и образования от проблем страны, государства - несущими, жизненно необходимыми подсистемами которого они являются. Одно неразрывно связано с другим, и одно без другого существовать не может. Поэтому происходящее нужно рассмотреть максимально полно, системно и ретроспективно.
Проблемы у страны и у народа начались больше двадцати лет назад, когда произошла перестройка, за которой последовала катастрофа распада Советского Союза. Это была не только геополитическая, но и моральная, духовная катастрофа. Именно тогда нам заявили, что
Наша История - кровавая черная дыра, в которой есть только подлецы, рабы и тираны.
Что наш образ жизни - смешон, примитивен и архаичен.
Что наша мораль - лицемерие и ханжество.
Что наши ценности и идеалы, за которые умирали деды и прадеды - предрассудки серых, закрепощенных, зашореных людей.
Единственной ценностью стали деньги. Единственным источником норм и правил - культ золотого тельца. А еще рассказали, что единственно возможный и непогрешимый идеал - он там, на Западе. И к нему нужно прийти любой ценой, хоть доползти на брюхе, потому что то положение, в котором мы находимся - невыносимо ужасно и отвратительно. Все помнят призывы перестать быть homo soveticus, разговоры о шариковых и так далее.
Все перечисленное перестроечные реформаторы обрушили на доверчивое советское общество. Ответа им не было. Те кто мог содержательно ответить были лишены этой возможности - у реформаторов был монополия на советские СМИ. Советский союз разрушался советским административным ресурсом.
Общество поверило тому что ему говорили, оказалось абсолютно дезориентировано и слепо последовало за реформаторами. Они же начали то, ради чего все затевалось - передел собственности, а по сути грабеж. Мы все это помним - кооперативы и ползучая приватизация 80-х, инфляция, ваучеры, залоговые аукционы, ГКО и т.д.
Кто мог получить собственность в стране, где легальные накопления населения были явно недостаточны для ее покупки? Сколько мог скопить профессор или академик за всю жизнь (а это была одна из самых высокооплачиваемых категорий)? Сто тысяч? А остальные и того меньше. Но и эти накопления обнулила инфляция.
Возможности, и денежные и другие, остались у номенклатуры, спецслужб и криминала, которые и слились в единый клубок. Образовался номенклатурно-спецслужбистко-криминальный буржуазный класс, который начал грабить страну, грабит до сих пор и не может остановится. Под этот класс в 90-х была выстроена властная система.
Почему класс не может остановиться в своем грабеже? Здесь важно обратить внимание на одну ключевую особенность. Казалось бы, даже самому бандитскому классу нужно государство чтобы противостоять зарубежным конкурентам. А государство не может существовать без науки, образования, армии и т.п. Поэтому ту же науку приходится финансировать и развивать, создавать условия ученным, обеспечивать им соответствующий социальный статус. Даже если при этом стоящий у руля в душе презирает «очкариков» вместе с их институтами, книжками и пробирками.
Так почему у нас происходит иначе? Трагедия состоит в том, что наш буржуазный класс не только криминальный, но еще и компрадорский. Ориентирующийся на запад, влюбленный в него, интегрированный в его структуры. Большинство представителей этого класса готовы мгновенно собраться и улететь в свои заранее подготовленные западные резиденции как только здесь начнется катастрофа. Тем более, что деньги из страны давно выведены.
Оговоримся, что описываемый класс неоднороден. Вне всякого сомнения, внутри него есть силы, для которых государство, Россия - ценность. Они сложно взаимодействуют с другими силами, для которой Россия - это утильсырье на котором можно заработать. Но какой вектор получается в результате сложения этих сил, чье мнения побеждает и куда весь класс как целое тянет страну - мы можем видеть на примере армейской реформы, реформы РАН, реформ образования, реформ семейного законодательства. Побеждают те, кому государство не нужно. Кто готов зарабатывать хотя бы и на его обрушении.
А заинтересованные в обрушении есть и внутри страны, и за ее пределами. В нестабильном кризисном мире, Россия с ее ресурсами стала одной из самых ценных козырных карт. Тот кто получит контроль над нашими ресурсами, над нашей территорией победит в геополитической игре. Поэтому попытки завладеть всем перечисленным, разорвать страну на части будут, это лишь вопрос времени. У глобальных игроков просто нет больше вариантов - невозможно отдать преимущество конкуренту. Перестройку-2 уже пытаются провести и будут пробовать дальше. Для всего этого уже есть термин - война за русское наследство.
Вот тот контекст и те процессы, в рамках которых осуществляются собравшие нас властные инициативы. И именно с этими губительными процессами надо бороться.
Понять что делать и как победить можно только точно осознав в каком положении мы находимся сейчас, как мы в этом положении оказались, где находится враг и как он действует. Только в этом случае можно разработать и предложить адекватные ответные меры.
Дальше мы будем говорить о том как именно развиваются описанные губительные процессы, какие конкретно формы они принимают в том что касается науки и образования и что можно сделать чтобы их переломить и развернуть в нужном направлении.