Культурный обзор.Сибирь: август 2013

Sep 15, 2013 12:15



Сегодня в нашем блоге открывается рубрика: «Культурные обзоры. Сибирь», в которой мы постараемся собрать и осмыслить значимые события в сфере изобразительного искусства, театра, кино и литературы сибирских городов за прошедший месяц - как разрушительные для культурного ядра нашего народа, так и напротив, позитивные, вселяющие надежду начинания.

Каннский фестиваль

И начать обзор хотелось бы с события международного масштаба.

С 23 по 27 августа в Каннах (Франция) прошел XVI фестиваль русской культуры. Честь представлять культуру нашей страны в этом году выпала Омской области. Своими произведениями омичи рассказали иностранцам о сибирской жизни.

Вот, например, что говорит один из участников фестиваля - микроминиатюрист Анатолий Коненко - о том, как иностранцы понимают разницу между Россией и Сибирью:

Отличают. Москва для них - это одно понятие, а Сибирь - другое. В Сибирь всегда отправляли в ссылку, так Сибирь воспринимали раньше и также воспринимают сейчас. Сколько не разговариваю с людьми заграницей, они спрашивают: «А что, в Сибирь можно приехать? Там кроме тайги и медведей что-то есть? Люди живут? На рудниках работают, или на самом деле живут?». За границей мало знают о России

Торжественный приём в администрации города Канны перед открытием фестиваля посетил министр культуры РФ Владимир Мединский:

Между Каннами и Омском, несмотря на большое расстояние, есть общие черты. Канны считаются одним из самых солнечных мест в Европе, а Омск - один из самых солнечных городов России по количеству солнечных дней. Только в Омске немного холоднее.

А в созвучном Каннам Канске (Красноярский край) с 25 по 31 августа прошел 12-й Международный Канский видеофестиваль, темой которого стала эпоха Ренессанса. Вполне в духе постмодернистской реальности главный приз конкурса - Золотой пальмовый секатор.

Деградация культуры

Самая печальная тенденция в современной культуре - это её повсеместная и всесторонняя деградация. Отметим самые яркие примеры этого явления, замеченные в августе.

И начнем с малого: 24 августа в Томске открылся Фестиваль современной и традиционной культуры Восточной Азии «Siberia Otaku Saiten», который при более внимательном рассмотрении оказался собранием фанатов аниме и так называемых «косплееров». Относиться к этой субкультуре можно по-разному. Особенно, если сравнивать фестиваль с другими мероприятиями.

Вот, например, в Новосибирском клубе Rock City во время одной из программ шесть посетителей полностью обнажились на сцене. Такими были условия проходившего там конкурса. Кажется, что подобное действо - чересчур даже для ночного клуба.

Разрушение провинциального театра, о котором уже говорилось в газете «Суть времени», нашло отражение и в Омске. В Пятом театре прошла премьера спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе американского драматурга Эдварда Олби. Процитируем рецензию:

Работа над спектаклем началась с того, что вся труппа отправилась в омский центр экстракорпорального оплодотворения. В оформлении спектакля используются репродукции мистических картин Иеронима Босха и карта звездного неба, напоминающая о возможном космическом происхождении человека, а последнее, что видит зритель на сцене, - колба с человеческим зародышем. На фоне этого герои вовсю изображают веселье и почти непрерывно танцуют - и танцы эти имеют самые разные оттенки: от легкомысленного и безобидного флирта под романтические мелодии Джо Дассена до макабрического безумия в сопровождении песен ансамбля «ABBA».

Как видим, в спектакле активно эксплуатируются темы смерти и секса, а сам он представляет собой типичное произведение постмодернизма.

К сожалению, процессы деградации затрагивают все сферы культуры. Вот например, победителем первого этапа Международного архитектурного конкурса, посвящённого русскому авангарду, «Миры Эль Лисицкого» стал портативный монумент русскому авангарду под названием «Чёрная валюта». Арт-объект площадью чуть больше спичечного коробка представляет собой силуэт пустого куба в перспективе с отверстием посередине, изготовленный из чёрной углеродистой стали. Презентация объекта прошла 1 августа в Новосибирске.

Ну и конечно, рекордно глупые мероприятия с наибольшей вероятностью приобретают оранжево-политический окрас. Так, организаторы традиционного для Новосибирска заплыва через Обь на резиновых женщинах, в этом году решили узнать у участников, каким политическим лидерам они бы хотели посвятить свою победу. Показательно, что наибольшее количество «посвящений» получили ЛДПР и Навальный (32 и 31 % соответственно).

Но не всё так плохо

Но не всё, происходящее в нашей культуре, так явно отдаёт деградацией. Проходят и вполне приличные мероприятия.

В Омском Историко-краеведческом музее состоялась выставка «Семья, любовь, верность», включившая разделы: «Святые Петр и Феврония Муромские», «Невеста», «Жених», «Семья» и «Детство», которые рассказывают о ритуалах, связанных с бракосочетанием в России и православных семейных традициях. Молодым литераторам Омска вручили ежегодную премию имени Достоевского (в этом году её получили пять человек). А в Новосибирске открылся реконструированный сквер Авиаторов, в котором установлен советский реактивный истребитель МиГ-17 1962 года выпуска.



Администрация Советского района Новосибирска решила украсить дамбу ГЭС, соединяющую левый и правый берега Оби. 19 августа здесь появились логотипы Советского района и Дома молодежи.

Мы хотим, чтобы дамбу украшали и признания в любви, и изображения нашей природы. А в следующем году мы объявим конкурс на лучшее признание, которое тоже можно будет нарисовать здесь, - сообщили в отделе по делам молодежи.

Возможно, это и не самое лучшее культурное начинание, но очистить дамбу от непристойных картинок и надписей, заменив их хоть сколько-то приемлемыми - это уже что-то.



А самое интересное - это выставка советских плакатов 1930-х -1950-х годов, открывшаяся в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. На ней представлено около 50 экспонатов, в том числе несколько оригиналов работ, выполненных гуашью и акварелью. Будем надеяться, что эту выставку посетит много томичей.




Вторая мировая

Говоря о положительных новостях в области культуры, нельзя не затронуть публикации, посвященные 70-летию победы в Великой Отечественной Войне, которые уже начали появляться во многих городах. Сюда же можно отнести мероприятия о 70-летии Победы в Курской битве.

Томский Союз журналистов открыл цикл статей, посвященных Великой Победе. И начал его публикацией о подвиге Александры Постольской, очень любимой томичами героини Войны. Ее подвиг кратко описан следующим образом:

В районе высоты 207.4, около д. Рыбки Сафоновского района Смоленской области, в момент, когда немцы пошли в контратаку, Постольская А.С. организовала бойцов 8-й стрелковой роты для ее отражения. Командир роты был в это время выведен из строя. Воодушевленные примером Постольской бойцы ворвались в траншею. Противник, не ожидая стремительного удара, обратился в бегство, оставив на поле боя до 30 трупов своих солдат. Ротой взяты трофеи: ручных пулеметов - 2, гранатометов - 2, винтовок - 9. В этом бою смертью храбрых погибла тов. Постольская А.С..

Шура Постольская писала с фронта множество писем родным, вот цитата из одного из них:

Да, война принесла всем горе и слезы, но... плакать нельзя, нужно мстить и мечтать, и не думать только о личных переживаниях, а думать о тысячах погибших и замученных. Мы видели черные злодейства немцев, их нечеловеческие издевательства над женщинами и детьми. Разве я могу думать о сохранении только своей жизни? Нет, конечно...

В честь 70-летия победы советской армии над немецко-фашистскими войсками в Курской битве прошли памятные мероприятия в Омске: вахта памяти, торжественное собрание и концерт. А в Омской научной библиотеке им. А.С. Пушкина открылась книжно-иллюстративная выставка «Заря Победы - Курская дуга». Экспозиция посвящена 70-летию победы в Курской битве, на ней представлено более 200 изданий, повествующих об этом сражении: исторические исследования, документальная и научно-популярная литература, воспоминания участников, литература о боевой технике и т.д.

В Курской битве 1943 года принимали участие более 400 жителей Новосибирска и области. Сейчас в регионе остаются 204 ветерана - участника Курского сражения. Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко встретился с ними и поздравил с памятной датой.

Первая мировая

В этом году в России впервые отмечают официальную дату - День памяти российских воинов, павших в годы Первой мировой войны. О сибиряках, воевавших на ее фронтах, рассказывается в сюжете канала «Россия». Этой дате было посвящено несколько мероприятий по всей Сибири. Так, в Центре книжных памятников Омской библиотеки им. А.С. Пушкина открыта выставка «Первая мировая война в книжной памяти Омска», на которой представлены книги, брошюры и журналы 1914-1920 гг.: около 60 подлинных документов того времени. А новосибирские волонтеры восстановили в Польше захоронение солдат 41-го Сибирского стрелкового полка, героически погибших во время Первой мировой войны. На нем установили поклонный крест и памятный знак.

В Историко-краеведческом музее Омска открылась выставка «Мифы и реальности ХХ века», которая отражает основные исторические события и переломные эпохи в жизни Омска, в том числе события первой мировой войны, а также гражданскую войну, советский период и время развала СССР.

Ожидаемо в этой теме не обошлось без антисоветских заходов. Вот цитата с медиа-портала Новосибирской области:

Роль России в Первой мировой войне огромна. Но эта война, презрительно названная новыми идеологами «империалистической», была незаслуженно забыта усилиями большевистской пропаганды, надолго вытеснена из российской истории. Как будто её не было. И как будто не было людей, любивших своё Отечество и погибших за него. Нелюбовь большевиков к Отечественной войне 1914-1918 годов была удивительно стойкой, хотя, казалось бы, именно она послужила им трамплином к государственному перевороту. Не случайно эта война обросла всякого рода мифами и небылицами, а то и пред­намеренными искажениями, вызванными сиюминутными ­политическими соображениями.

Конкретнее высказываться авторы материала не стали, ограничившись голословными выпадами.

400-летие Дома Романовых

Ещё по всей стране проходят разнообразные культурные мероприятия, посвященные 400-летию Дома Романовых. Так в Омской библиотеке имени А.С.Пушкина открылась книжная выставка, посвящённая этой памятной дате. На экспозиции представлены издания из фондов омских дореволюционных библиотек: более 30 редких книг. А музей имени М.А. Врубеля в Омске открыл выставку «Неизвестные сокровища Романовых». В Новосибирске же прошла тематическая конференция «400-летие учреждения дома Романовых. 1025-летие Крещения Руси». Цель этой конференции - переосмыслить роль рода Романовых в истории нашей Родины, ожидаемо-специфическим образом:

Практическим результатом такого пересмотра способен стать, например, «общественный заказ» на переименование улиц, площадей, зданий. По-прежнему ли имеют они моральное право носить имена героев братоубийственной гражданской войны, людей, по сути прославившихся убийствами и террором во имя обозначенных ими «святыми» целей? Или пришла пора начинать жить в пространствах, названных в честь истинных мучеников и патриотов своего Отечества?


От первого лица

А закончить обзор культурной жизни Сибири хотелось бы выдержками из тематических авторских статей и интервью.

«Проблемы твоей страны - это твои личные проблемы. Я не откладываю разборки с самим собой в долгий ящик, если нужно разобраться.» «Дело в том, что схема очень простая. Любая ООО может подать заявку на производство фильма. Зарегистрировал ООО, назвал Студия „Парадокс“, заплатил 10 тысяч рублей уставного капитала, подал заявки на производство фильма, получил несколько миллионов, снял на телефон кинуху, сдал, никто это произведение не видит, никто о нём не слышит, лежит оно себе на полке в архиве и даже не пахнет. А деньги в тумбочке. Это легко, и я думаю, что чиновники этим пользуются или их креативные родственники и друзья. А документалисты снимают на свои деньги, годами, шаг за шагом, поскольку не могут не делать этого. Потом просто минкульт публикует список тех, кто выиграл. Нет процесса, испытания, экзамена. Ждёшь год, подаёшь кучу бумаг, затем не видишь себя в списке и „давай, до свидания“» (Настя Тарасова, режиссёр фильма «Линар» о шестилетнем мальчике из Уфы, который нуждался в пересадке сердца)

К сожалению, аналогичная ситуация наблюдается во всех сферах культуры. Смотреть не только документальные, но и художественные фильмы, профинансированные Минкульом (такие как «Человек с бульвара КапуциноК») просто страшно.

«Не хочу прослыть ретроградом и брюзгой, но кое-какие приметы нового поколения наших художников меня смущают. Во-первых, заметно их тяготение к фэнтези, к вымышленным мирам. Во-вторых, мощное художественное влияние оказывают восточные культуры и мистические практики - от аниме до йоги. Другими словами, есть тенденции отрыва от реальности и снижения творческой самостоятельности. Есть ещё одна проблема - впрочем, уже не только художников. Современному молодому человеку некогда отвлечься для вдумчивого и спокойного взгляда в себя. Это несварение звуковой и визуальной информации, которая в наши дни достаётся легко и просто и в огромном количестве. Вот прихожу я, скажем, на выставку молодых художников в Архитектурно-художественную академию, и что я вижу: кибермонстры, хоррор, бутафорская депрессия, опять хоррор и кибермонстры. Эти байки из склепа, эти смертяшки на разный лад стали мейнстримом» «В наше время ситуация была непроницаемая и герметичная, всё было глухо. Ходили легенды о каком-то московском концептуализме и прочих таких делах, но это всё равно что на другой планете. А сейчас никто не мешает молодым художникам купить билет, доехать к молодым кураторам и обратиться хоть к Гельману, хоть к Ерофееву, хоть к Дёготь. Это не мифологические, а вполне реальные люди.» («современный художник» и преподаватель Константин Скотников)

Константин рисует очень безрадостную «вилку»: художники либо транслируют бутафорский хорор, либо занимаются разрушением культурной идентичности народа под руководством прозападных кураторов вроде Гельмана. Но ведь есть и другие пути, о которых Скотников, как и положено прогрессивному «современному художнику» предпочитает умолчать.

«Нация не может строиться на бесконечном самокопании и самоуничижении. Ощущение общности истории критично для общности людей, их доверия друг другу. И банкноты могут сыграть тут роль не менее сильную, чем единый учебник школьной истории.» «Моя личная позиция проста: российские банкноты должны быть портретными» «Найти подходящих персон в истории России несложно. Давайте попробуем применить жесткие рамки современной политкорректности. Постараемся отразить национальное и гендерное разнообразие выдающихся деятелей, постараемся никого не обидеть. Итак. Пушкин - наше всё, великая русская литература, нацмен. Менделеев - периодическая система и водка, которыми не брезгуют даже закоренелые русофобы. Анна Павлова - русский балет, женщина, по некоторым данным, наполовину еврейка. Шаляпин - из крестьян, певец, многодетный отец, религиозный. Шишкин - как народный художник. Малевич - как авангардист, то есть художник народу, мягко скажем, не понятный, да еще и поляк. Иван Павлов - первый русский „Нобель“, любитель животных. Гагарин - первый в космосе. Курчатов - „кузькина мать“. Чайковский - великий композитор, гей. Лев Толстой - аристократ, атеист, писатель.» (Иван Безденежных, социолог)

Относительно предпоследнего заявления - стоит сослаться на исследование распространенного мифа о гомосексуальности великого композитора. Но вряд ли современным сибирским социологам хочется это читать. Ведь подобные мифы наводняют наше культурное пространство не зря и должны поддерживаться в СМИ.

Из приведенных выше цитат можно сделать разные выводы. И один из них: «Сути времени» нужны свои публикации о культуре. И чем больше, тем лучше.

культура

Previous post Next post
Up