Новосибирская неделя: общество 8 - 14 апреля 2013 года

Apr 19, 2013 19:08



Общественная жизнь региона на прошлой неделе хорошо раскрывается в высказываниях самых разных наших сограждан - от чиновников до детей.

Молодёжный губернаторский бал - традиционное торжество для студентов-отличников с «активной жизненной позицией» - стал поводом для самовыражения наших чиновников. В поздравлении студентов замгубернатора Андрей Ксензов заметил:

«За счет таких мероприятий формируется культурный, интеллигентный слой нашего города».

Министр культуры Наталья Ярославцева также дала волю высоким чувствам:

«Какое это чудо в современном XXI веке видеть настоящих дам и господ! ... Спасибо, что вы здесь такие!»

Упоительный вечер украсили хруст французкой булки, фуршет с шоколадным фонтаном, элементы маскарада и гадание на картах Таро.

Кандидат в омбудсмены Инэсса Рябинина, поддержанная «Народным Собором» и «Союзом православных педагогов Новосибирской области», в интервью Тайге.инфо заявила:

«Что бы ни говорили, а я за ювенальную юстицию»... «Я вижу, что ювенальную юстицию подают только под углом, будто она создается государством только для того, чтобы детей отнимать. На самом деле - нет. Она защищает права ребенка».

Понятно, что защищать права детей и их родителей могут правозащитники и различные НКО. А государство их в этом готово поддержать. Об этом сказал наш губернатор Юрченко на первом областном семинаре Союза женщин Новосибирской области:

«Сегодня я готов уже принять решение о передаче каких-то функций общественным организациям, но общественные организации должны понимать, что это очень большая ответственность. Особенно это касается сферы социальной защиты, работы с детьми. Но мы готовы пойти на это, здесь нужна ваша инициатива».

Союз женщин Новосибирской области - это региональное отделение скандально известного «Союза женщин России». Возглавляет его Надежда Болтенко. Ювенальная петля на нашей шее затягивается всё сильнее.

Интересные высказывания бывают не только частными, но и коллективными. В районах города и области активно выявляют «активистов детского общественного движения» (правда, пока только в школах). Подводятся итоги конкурса «Лидер-2013», стартует очередной тур Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013». Дети-участники «Зелёной планеты» из Новосибирска ездили на слушания в Госдуму с решительным обращением:

«Мы - дети социальных сетей.
Мы поддерживаем принятую Президентом Национальную стратегию действий в интересах детей и искренне хотим участвовать в её реализации.
Мы „за“ создание органов детского самоуправления на разных уровнях.
Мы „за“ сохранение практики парламентских слушаний с участием детей, участников детских общественных объединений.
Мы считаем необходимым принятие „Закона о детских общественных объединениях“.
Мы не просто молодые люди, мы - граждане России».

Обращение детских активистов вызывает ряд вопросов. Как быть с защитой прав детей от социальных сетей, не справляющихся со своими обязанностями? Можно ли детям участвовать в выборах органов детского самоуправления? Кто будет следить за честностью этих выборов и соблюдением демократических процедур? Наконец, распространяется ли закон «об иностранных агентах» на детские общественные организации? С тревогой ждём судебных процессов над детьми за мошенничества, растраты и превышение полномочий.

В  предыдущем обзоре мы отметили антидемократические декларации в демократическом проекте «Тотальный диктант». Оказывается, у проекта нашлись и другие критики. Но если нас удивил элитаризм в тексте диктанта, то губернатор Ульяновска выступил с позиций скорее политических, чем и навлёк на себя ярость либеральной общественности. При этом формально та и другая сторона выстраивают свои аргументы вокруг феномена мата в русской литературе. Увы, оба лагеря или выказывают непонимание темы, или же сознательно искажают её.

Мат - важная часть языка и культуры: как и все виды табуированной лексики, он выражает сакральный характер определённых представлений в общественном сознании. В литературе мат обычно используется с тремя целями: а) речевая характеристика персонажа; б) пародия; в) дань моде (или одновременное её создание). Русские гении, разумеется, не гонялись за модой: так, «Тень Баркова» Пушкина была и остаётся умелой пародией на «срамные оды» Баркова - поэта, не претендующего на литературную ценность, сравнимую хотя бы с Ломоносовым (не то, что с Пушкиным). Собственно, именно эту пропасть и показывает пародия Пушкина: в то, что доступно, но не особо интересно мастеру высокого, - посредственность вовлекается целиком.

Нынешние русские писатели (весьма беспомощные в литературном плане, где бы они не проживали) включают маты в свои книги с двумя целями: а) следование моде и одновременно её создание; б) растабуирование лексики, приводящее к тотальному опрощению культуры.

Однако обо всём этом никто не говорит. Восставший губернатор фальшиво осуждает маты, а Дина Рубина столь же фальшиво приводит дежурные отмазы о «речевых характеристиках персонажей».

Мы же переходим к откровениям итальянского режиссера Сильвии Джиралуччи, показавшей в новосибирском кинотеатре автобиографический документальный фильм «Касаясь стены». Фильм - о терроре «Красных бригад», чьей первой жертвой стал неофашист - отец Сильвии. О проекте ГЛАДИО западных спец-служб и его связи с «красным террором» сейчас не знает разве что Сильвия и невежественные российские журналисты. Но нас высказывания Сильвии заинтересовали в другом контексте: приближается 9 мая, и сближение фашизма и коммунизма становится для определённых сил особенно важным делом.

«Мой фильм говорит о годах терроризма. И я думаю, что он может иметь отношение и к российской реальности». «...было даже удачей, что мы, дети, не могли понимать, что происходит, и не были причастны к этой агрессии, особенно тот факт, что твоя боль никого не интересует, потому что коммунисты - герои, а неофашисты - никто. И все-таки я не была непосредственно прямой жертвой, отец был жертвой, которая получила этот „политический“ удар». «Я очень беспокоилась, когда рассказывала эту историю, потому что мой отец рассматривался как мученик, но он не был невинным, потому что принадлежал к неофашистам». «Я показывала фильм в Москве и была достаточно взволнована, потому что нацисты и фашисты для вашей реальности - это одно и то же. И потом, слово „compagno“ или „camerata“, которое у вас переводится как „товарищ“, можно рассматривать с двух сторон: коммунисты называли своих единомышленников „товарищи“, и фашисты называли себя точно так же», - рассказывает Сильвия.

Завершим мы этот обзор тематическим видео-репортажем из проекта «Специстория»:

image Click to view



«Разве Советские воины, которые защищали не только свою Родину, но и гибли под Варшавой, Будапештом и Прагой, освобождали заключённых из концлагерей, могут быть приравнены к тем, кто собирался построить общество, в котором царило бы фундаментальное неравенство между людьми?»

культура, ЮЮ, ювенальная юстиция, СМИ, общество, аналитика, Новосибирск

Previous post Next post
Up