Курс лекций по античной философии читает Вячеслав Иванов - студент одновременно двух факультетов Новосибирского Государственного Университета: физического (ядерная физика) и философского.
Вячеслав - один из тех, кто слова Ленина из речи на III съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 1920 г. понимают буквально: «Коммунистом стать можно
(
Read more... )
Платон, диалог "Теэтет":
"Т е э т е т. Конечно, Сократ, раз уж ты приказываешь, стыдно не приложить всех старании и не высказать, кто что думает. По-моему, знающий что-то е ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание - это не что иное, как ощущение .
С о к р а т. Честно и благородно, мой мальчик. Так и следует делать - говорить то, что думаешь. Однако давай вместе разберемся, подлинное что-то родилось или же пустой призрак. Итак, ты говоришь, что знание есть ощущение?
Т е э т е т. Да.
С о к р а т. Я подозреваю, что ты нашел неплохое толкование знания. Однако так же толковал это и Протагор. Другим, правда, путем он нашел то же самое. Ведь у него где-то сказано: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Ты ведь это читал когда-нибудь?
Т е э т е т. Читал, и не один раз.
С о к р а т. Так вот, он говорит тем самым, что-де какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она в свою очередь для тебя. Ведь человек - это ты или я, не так ли?
Т е э т е т. Да, он толкует это так.
С о к р а т. А мудрому мужу, разумеется, не подобает болтать вздор. Так что последуем за ним. Разве
не бывает иной раз, что дует один и тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то - нет? И кто-то не слишком, а кто-то - сильно?
Т е э т е т. Еще как!
С о к р а т. Так скажем ли мы, что ветер сам по себе холодный или нет, или поверим Протагору, что для мерзнущего он холодный, а для немерзнущего - нет?
Т е э т е т. Приходится поверить.
С о к р а т. Ведь это каждому так кажется?
Т е э т е т. Да.
С о к р а т. А «кажется» - это и значит ощущать?
Т е э т е т. Именно так,
С о к р а т. Стало быть, то, что кажется, и ощущение - одно и то же, во всяком случае когда дело касается тепла и тому подобного. Каким каждый человек ощущает нечто, таким, скорее всего, оно и будет для каждого.
Т е э т е т. Видимо, так.
С о к р а т. Выходит, ощущение - это всегда ощущение бытия, и как знание оно непогрешимо.
Т е э т е т. Очевидно.
С о к р а т. Тогда, клянусь Харитами , Протагор был премудр и эти загадочные слова бросил нам, всякому сброду, ученикам же своим втайне рассказал истину, Теэтет. Как тебя понять, Сократ?
С о к р а т. Я поведаю тебе это рассуждение, оно немаловажно: [Протагор утверждает], будто ничто само по себе не есть одно, ибо тут не скажешь ни что оно есть, ни каково оно; ведь если ты назовешь это большим, оно может показаться и малым, если назовешь тяжелым - легким и так далее, поскольку-де ничто одно не существует как что-то или как какое-то, но из порыва, движения и смешения одного с другим возникают все те вещи, про которые мы говорим, что они существуют, хотя и говорим неверно, ибо ничто никогда не есть, но всегда становится. И в этом по очереди сходились все мудрецы, кроме Парменида : и Протагор, и Гераклит, и Эмпедокл, а из поэтов - величайшие в каждом роде поэзии: в комедии - Энихарм, в трагедии - Гомер, который, упоминая «...отца бессмертных Океана и матерь Тефису», объявляет все порождением потока и движения. Или тебе не кажется, что он так считает?"
Возможно, вы забыли правило пифагорейской школы - обучение начинается с молчания.
Reply
Leave a comment