Город из Стали

Jul 29, 2013 01:01


28 июля 1942 года вышел приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, известный в народе как приказ «Ни шагу назад». Этот судьбоносный приказ превратил сталинградский рубеж в непреодолимую преграду, после которой враг потерял стратегическую инициативу и стал отступать.


Есть в истории Великой Отечественной Войны такие имена с карты Родины, которые наполнены особым и неповторимым смыслом. Каждое - словно голос отдельного инструмента в трагической и героической симфонии. Скажешь: «Брест» - и, будто к оголенному проводу, прикоснешься к самым тяжелым, страшным и кровавым первым дням войны. Скажешь: «Ленинград» - и свинцовой невской водой захлестнут 900 дней невероятного страдания и запредельного мужества. Курск лязгом танковых гусениц и громом «катюш» обозначит окончательный поворот к Победе. Но есть одно имя, которое наполнено особым звучанием, которое до сих пор помнят за пределами России не только друзья, но и враги. Это имя - Сталинград.
Этой зимой, в январе, страна торжественно отмечала великую дату - 70-летие завершения Сталинградской эпопеи. Народ вспоминал славную победу над огромной гитлеровской группировкой, переломившую ход войны. Но не стоит забывать, что в слове «победа» всегда заключено слово «беда». Каждая военная победа - это преодоление беды.
Беда пришла на берега Волги и Дона в середине июля 1942 года. Гитлеровское командование запланировало сразу два важных наступления силами группы армий «Юг». Первая группировка должна была захватить стратегические нефтяные месторождения на Северном Кавказе, вторая (которая включала в себя 6-ю армию Фридриха Паулюса, 2-ю армию Ганса фон Зальмута, 8-ю итальянскую, 2-ю венгерскую армии и 4-ю танковую армию Германа Гота) должна была нанести мощный удар по Сталинграду. Если бы немцам удалось захватить Сталинград, важнейшие водные и сухопутные пути, соединяющие центр СССР с его югом, оказались бы перерезаны. Целью также была сосредоточенная в Сталинграде оборонная промышленность. Ненавистно фашистам было и само имя Сталинграда, они рассчитывали, что сдача города подорвёт боевой дух Красной армии. Надеялись они и на то, что после их победы под Сталинградом в войну на Восточном фронте вступит Турция, у которой советский Юг давно вызывал нешуточный аппетит.

Первое боевое столкновение войск сталинградского фронта с фашистами произошло 17 июля возле хутора Золотой. Уже в ближайшие дни стало ясно - сражения предстоят яростные и крайне тяжелые. Гитлеровцы постоянно бросали в бой свежие подкрепления. На некоторых участках фронта в большой излучине Дона враг имел численное преимущество в 4-5 раз, в орудиях и минометах - в 9-10 раз. Что касается танков и авиации, то здесь преимущество немцев было абсолютным. В небе было черно от вражеских  самолетов, взрывы бомб и снарядов многократно перепахивали чуть ли не каждый метр земли. В эти трудные дни, 28 июля 1942 года Сталин подписал знаменитый Приказ № 227 «О запрещении отхода с занимаемых позиций без приказа и мерах по его обеспечению», получивший в народе название «Ни шагу назад!». Сколько копий было сломано вокруг этого приказа в годы «перестройки и гласности», сколько яду вылито либералами на «кровавый сталинский режим», который якобы гнал красноармейцев в бой под пулемётами заградотрядов и под угрозой отправки в штрафбат! Реальность, как водится, была иной. Приказ № 227 был не жестокой причудой «тирана», он был вызван трагической необходимостью. «Некоторые неумные люди на фронте, - писал Сталин, -  утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.

Каждый командир, красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского государства - это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремиться захватить враг, - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги… Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину».  К тому моменту военачальникам стало ясно: отступление следовало прекратить любой ценой - дальше была только гибель. Но жесткость принятых мер не переходила в бессмысленную жестокость. Созданные вскоре заградотряды вовсе не косили отступающих сплошным пулемётным огнем, их задачей было предотвращать отдельные случаи паники и дезертирства. Их личный состав был укомплектован не «мордатыми палачами из НКВД», а обычными бойцами и командирами, переведёнными с передовой. Большинство задержанных бойцов после проверки документов просто возвращали в свои части. На Сталинградском фронте задержано было 15649 человек, арестовано 244 человека, расстреляно 278 человек, направлено в штрафные роты 218 человек, в штрафные батальоны - 42 человека, возвращено в свои части и на пересыльные пункты 14833 человека. А штрафные роты и батальоны не были пушечным мясом,  с гарантией отправляемым на убой с палками вместо винтовок, их бойцы получали возможность искупить свою вину, многие из них возвращались в войска, полностью очистив свое имя. В окопах и землянках приказ был в общем и целом встречен с пониманием, потому что бойцы и командиры и сами не собирались отступать дальше, они были полны решимости оборонять Сталинград до последнего.

Между тем, обороняться становилось все труднее. 19 августа генерал Паулюс подписал приказ о массированном наступлении на Сталинград. Немцы двинулись на город с севера и юга.  В воскресенье 23 августа город превратился в ад. Немецкая авиация бомбами стерла большую часть Сталинграда с лица земли. Всего за полдня было произведено 2 тысячи самолётовылетов с бомбовым грузом. Вскоре такие налёты стали недоброй традицией. А меньше чем через месяц отчаянной обороны, 13 сентября, начались небывалые по масштабам и ожесточённости бои на улицах разрушенного города. Бои шли не только за каждую улицу, но и буквально за каждый дом. Названия этих обычных домов, героизмом защитников превращённых в крепости, навсегда вписаны в историю - «Дом Павлова», «Дом Заболотного». Но самые жаркие бои велись за знаменитые сталинградские заводы - Тракторный, «Красный Октябрь», «Баррикады». В обороне заводов участвовали рабочие, из которых было сформировано ополчение. С оружием в руках в составе истребительного батальона завода «Красный октябрь» встретила гитлеровцев и погибла О. К. Ковалева, первая в стране женщина-сталевар. Сталинградский Тракторный завод под беспрерывными обстрелами и бомбёжками ремонтировал подбитые танки до самого 14 октября 1942 года, когда на его территорию прорвались немцы.

Положение защитников ухудшилось с наступлением холодов, когда на Волге появился лёд, но ничто не могло сломить их мужества и решимости. Советские войска не только упорно и умело оборонялись; на разных участках они то и дело переходили в контрнаступления и отважные вылазки, постоянно беспокоя и изматывая врага, отбивая у него важные пункты. В начале ноября в Ставке Верховного Главнокомандующего был разработан план операции «Уран» - грандиозного контрнаступления на Сталинградском фронте. Операция началась 19 ноября. А через четыре дня боёв, 23 ноября войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе города Калач и заперли в котле окружения 22 отборные немецкие дивизии. Это было началом конца для армии Паулюса. И хотя окруженные гитлеровцы ожесточенно сопротивлялись еще целых два месяца, хотя им на подмогу спешно была выслана мощная группировка «Дон» под командованием прославленного генерала Манштейна, советские войска все плотнее сжимали тиски окружения. Армия Паулюса была окончательно добита в ходе операции «Кольцо», которая началась 10 января 1943 года и закончилась в конце того же месяца. В плен сдались более 40 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе и сам Паулюс, которому незадолго до того было присвоено фельдмаршальское звание. Впервые в истории Германии в плену оказался фельдмаршал. На родине Паулюса объявили мёртвым, в попытке избежать невиданного для немецкого оружия позора.

Впрочем, Сталинградскую битву можно назвать уникальной вовсе не из-за этого исторического курьёза. Это было небывалое доселе по длительности и ожесточенности сражение - оно продолжалось, не утихая, 200 дней и ночей. Сражения развернулись на территории в 100 000 квадратных километров на фронте, растянувшемся от 400 до 850 километров. На отдельных этапах Сталинградской битвы с обеих сторон одновременно участвовало свыше 2 000 000 человек. Удивительны с точки зрения военной истории итоги битвы. После разгрома группировки Паулюса в плену оказалось 239 775 тысяч любителей чужого «жизненного пространства», 140 тысяч немецких, румынских и итальянских трупов было только официально захоронено нашими войсками, на самом деле погибших захватчиков было гораздо больше.

Но потери и разрушения с нашей стороны тоже были огромны. Первый секретарь Сталинградского обкома и горкома партии А.С. Чуянов писал в своем дневнике: «...на второй день наступившей здесь оглушительной тишины, преодолевая буераки и овраги, я объехал весь город…  Город лежал в развалинах, догорали руины рабочих посёлков. Из подвалов несло едким дымом и смрадом разлагающихся трупов. Не сохранилось ни одного из 126 предприятий, при этом 48 заводов полностью стёрты с лица земли. Мёртвыми гигантами замерли «Красный Октябрь», «Баррикады», СТЗ. Оккупанты уничтожили свыше 41 000 домов, или более 90% городского жилого фонда. Выведены из строя железнодорожный узел, речной порт, средства связи, водопровод, радиосеть. Трамвайные и шоссейные мосты взорваны... В феврале городской Совет депутатов трудящихся провёл учёт населения. В Ерманском районе зарегистрировано лишь 33 жителя: 20 взрослых и 13 детей. Во всей центральной части Сталинграда зарегистрирован 751 житель...». Советские войска под Сталинградом потеряли 1 347 214 человека, из них 674 990 - погибшими. Велики были и потери среди мирных жителей и ополченцев.  Но этой трагической ценой была оплачена величайшая победа. Гитлеровская Германия так и не смогла оправиться от этой катастрофы, вера в непобедимость германского вермахта была жестоко подорвана. Немецкий народ начал прозревать, впервые усомнившись в том, что Бог играет на стороне гитлеровских «сверхчеловеков». Кроме того, весь мир был потрясён мужеством советских воинов и мастерством советских военачальников. Свое восхищение официально выразили Рузвельт и Черчилль, а британский монарх прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь - от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа». Эти деятели никогда не отличались любовью к Советскому Союзу, но они не могли не разглядеть в советском воине будущего победителя, того, кто сломает хребет фашистскому зверю. До окончательной победы над гитлеровской Германией оставалось пройти еще долгий путь - за плечами советского народа была еще лишь половина войны. Но впервые неколебимая вера в её победный исход получила мощное подтверждение и из чистой веры превратилась в уверенность.

Сталинградская битва - величайший урок мужества и преодоления, той силы духа, которую могли выковать только великая любовь к Родине и великий Красный Смысл. Воспоминания об этих героических днях помогают нам и сегодня. Можно сказать, что мы тоже вынуждены вести упорные бои за будущее на руинах того, что нам дорого. И мы верим, что, как и 70 лет назад, враг будет разбит и победа будет за нами!

Марина Александрова

Ни пяди родной земли, Ни шагу назад, Сталинградская битва

Previous post Next post
Up