Хорошо забытое старое в новом качестве

Aug 16, 2013 13:13


Соколовский Николай
Хорошо забытое старое в новом качестве

Чтобы узнать правдивую историю своей страны, можно пользоваться не только работами историков (сейчас они лгут), не только мемуарами (их «редактируют», и они тоже лгут), но и книгами той эпохи, которая интересует. Книги - памятники эпохи, они не лгут. Но могут стать недоступными. Потому и жгли фашисты книги на кострах (т.к. книги эти были памятниками другой эпохи, не фашистской, надо сделать их недоступными), а «наши» националисты-бандеровцы, придя к власти,  грузовиками вывозили «на макулатуру» советские книги из массовых библиотек.
Хочу рассказать вам о книге той эпохи, на которую нынче модно лить грязь. Это - книга Ф.Пудалова «Лоцман Кембрийского моря».
Читая эту книгу, - взмываешь в высоты нормальной человеческой нравственности. И на фоне сочинений сеговременных политологов это просто оглушает. Герои Пудалова, жертвуя собой во имя родной страны, не чувствуют ни того, что они - Герои, ни того, что они - «лохи» в соответствии с общепринятыми современными воззрениями. Современный нефтеделец, если он вдруг ненароком (в чем я лично сомневаюсь) прочтет эту книгу, подумает: «Эт же надо, так  гробили себя ради моего богатства и власти, да еще и добровольно, и, не только бесплатно, но и платили из своего кармана за право делать это. Всем лохам лохи». А что же подумает и почувствует современный когнитарий (другие подобного не читают)? Он вдруг воочию увидит тот Огонь, по потере которого так тоскует.
Экспедиция Василия Зырянова не успевала закончить разведку до августовских снегов. Бригада рабочих стала копать шурфы без креплений. Зырянов им объясняет: «Решение ваше, - Василий усмехнулся, - но ответственность моя. Вы работаете не самостоятельно, а под моим руководством. Поэтому вы не можете принимать решение без моего согласия. Я плачу вам зарплату от имени государства. А государство не разрешило мне платить вам деньги за то, чтобы вы рисковали жизнью. У нас не Америка… Когда это бывает нужно, как на войне, государство требует от нас и заставляет рисковать, и не платит за это деньги [1, 74]». [Нет, вы вдумайтесь в саму постановку вопроса - за риск ради благой цели стыдно брать деньги!] Дальше события развивались таким образом. Раз нельзя так поступать (рисковать собой в шурфах без крепления), официально работая, значит, все увольняются и работают по собственной инициативе без зарплаты. Зырянов говорит такое: «Товарищи, я принимаю приглашение, и мы продолжаем разведку на свой риск, как любители и частные лица, а не государственные рабочие» и такое: «Я готов рисковать жизнью не один раз для обороны нашего государства, а сибирская нефть необходима для обороны! И другие товарищи имеют такое же право рисковать собой! За социализм, поймите! Сейчас они свободные люди и не подчиняются мне…  Я исполнил свой долг как начальник, а теперь мы все исполним свое стремление как большевики! [1, 78]». [Добрые люди, вдумайтесь, - «наше» государство! А кто сейчас пойдет рисковать жизнью ради буржуйского государства олигархов? И - «у нас не Америка» - а теперь что? Америка в десятой степени?].
В русле современной моды на скептицизм и цинизм некоторые скажут: «Фантастика! Совковая пропаганда». Ну да, из наших условий стадии первоначального накопления капитала дичайшего капитализма все это действительно выглядит как фантастика. Но…
Прототипом для создания образа Василия Зырянова послужил советский ученый В.М.Сенюков. Вот что о нем говорят официальные источники [3].
Василий Михайлович родился 7 января 1906 года (25 декабря 1905 по старому стилю) в семье рабочего-лесоруба в деревне Онежье нынешнего Княжпогостского района. «Домик, где мы жили летом, - вспоминал Василий о своем детстве, - стоял на плоту. Отец работал сплавщиком на северных реках. Самым интересным в летнем мире были разноцветные слоистые обрывы. На Шомвукве они почему-то пахли керосином. Самая речка эта тоже пахла керосином, и вода в ней текла черная, маслянистая. Это вызывало удивление, пугало и в то же время притягивало...»
Когда Васе было всего 14 лет, он познакомился с геологами одного из отрядов профессора Чернова (его именем названа улица в поселке Озерный), изучавшего природные ресурсы Коми края. Смышленый юноша стал проводником черновцев, пробиравшихся летом 1921 года к верховьям реки Шомвуквы. Эта первая и, казалось бы, мимолетная встреча с геологами, искавшими в том числе и нефть, определила его дальнейшую судьбу.
В 19 лет он сбежал из дома в село Глотово Удорского района, где поступил в школу второй ступени, которую экстерном окончил. Потом - педагогический техникум, совпартшкола в Усть-Сысольске. В 1929 году в Сыктывкаре родился его единственный сын Ремир. В 1930 году Коми облисполком выдал ему, как активисту, путевку для поступления в Московскую горную академию. Будучи студентом геологоразведочного факультета, Сенюков выдвинул научную гипотезу, которая поразила умы ученых-геологов. Проанализировав материалы, добытые в ходе экспедиций в Прибайкалье, он первым в мире пришел к мысли о нефтеносности самых древних осадочных пластов земной коры - отложений нижнего кембрия, и оказался прав.
Сенюков сам заработал деньги на Якутскую экспедицию, выходя в ночные смены на строительство Московского метрополитена. Добился не только разрешения академика Губкина на эту экспедицию, но и получил лично от самого наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе крайне дефицитное в те годы буровое оборудование. Один буровой станок (в стране их было тогда всего 21) Орджоникидзе выделил Сенюкову, сказав: «Этот человек - таран! Он найдет нефть в Сибири. Пусть ищет». В августе 1936 года борштанга прошла первые метры вечной мерзлоты Якутии. А уже в начале 1937 года с глубины 372 метров была получена первая Сибирская нефть. За это Василий Михайлович удостоился научной степени доктора геологоминералогических наук (в 31 год), а вскоре стал лауреатом Сталинской премии.
В период летних каникул Сенюков был начальником экспедиций нефтяного геологоразведочного института, а затем, после окончания вуза, возглавлял Якутскую нефтяную экспедицию, во время которой были обнаружены битуминозный доломит и асфальт.
Несмотря на скептицизм коллег, благодаря фантастической вере в правоту своего дела и профессиональному чутью, в 1946 году он добился открытия саратовского газа и строительства газопровода Саратов - Москва - первенца газовой индустрии страны. Открытие Курдюмо-Елшанского газового месторождения в Саратовском Поволжье сделало его дважды лауреатом Госпремии СССР. Прогноз геолога Сенюкова блестяще подтвердился: в конце 40-х первая же опорная скважина, пробуренная у сибирского села Марково на берегу реки Лены на глубину 2 100 метров, выдала мощный фонтан нефти из кембрийских пластов, который бушевал почти месяц. Однако до этого успеха его предложение в адрес правительства не поддержал ни один из авторитетных геологов страны.
Всего в СССР было намечено построить 113 опорных скважин (пробурено впоследствии 160), исходя из материалов Василия Михайловича 1946-1947 годов, опубликованных в печати. В период 1967-1975 годов по этому плану в пределах Тимано-Печорской провинции пробурили 38 опорных и параметрических скважин.
В начале 70-х годов Василий Михайлович был поглощен идеей прокладывания беструбных тоннелепроводов, то есть газопроводов без труб, в осадочных породах, на основе изобретенной Циферовым подземной ракеты. Первые эксперименты прошли в Подмосковье под городом Раменское. И опять ему строили козни в научных кругах. Ученый горько шутил: «Ракеты способны пробивать скальные породы, а вот пробить бюрократизм они иногда не в состоянии». Дальнейшие опыты Сенюков проводил с отрядом института «Гидропроект» на берегу Оби, в 11 километрах от станции Лабытнанги. Ученый считал возможным построить беструбный газопровод в условиях вечной мерзлоты (в толще глинистых пород, которые под воздействием подземной ракеты должны обжигаться подобно кирпичу). В августе 1975 года во время взрыва при экспериментальной работе он получил серьезную травму и вскоре скончался. Близкие и коллеги так и не смогли добиться, чтобы видного ученого похоронили на Новодевичьем кладбище. Он был захоронен на Введенском кладбище в Москве.
Не жизнь, а легенда. Вот и решайте сами - фантастика или быль.
Ну а прочесть книгу стоит - хотя бы для того, чтобы захотеть вновь вскарабкаться на те высоты, где мы некогда были.

Использованная литература
  1. Пудалов Ф.М. Лоцман Кембрийского моря. - М.: «Советский писатель». - 1968. - 608С.
  2. http://www.pandia.ru/text/77/246/76009-10.php
  3. http://www.nepsite.com/node/3620
Previous post Next post
Up